Татьяна Рябых
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависят их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прозрачность,
знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается как важная составляющая общей культуры личности. Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Сбережение здоровья и жизненного оптимизма происходит через включение внутренних резервов самого человека, а также через задействование различных источников и ресурсов, представляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себе знания, способствующие укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья. Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме: эффективное использование и повышение развивающего потенциала ортобиотики для детей с нарушением речи.
Публикация «Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Цель исследования: выявить, возможности ортобиотики для детей с нарушением речи.
Объект исследования: развитие речи у детей старшей логопедической группы.
Предмет исследования: ортобиотика как технология сбережения здоровья и жизненного оптимизма.
Гипотеза исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используется ортобиотический подход.
Задачи исследования:
- проанализировать данные научной литературы по теме;
- провести диагностику для выявления уровня развития речи;
- провести обработку результатов исследования.
- эффективно использовать ортобиотический подход для развития речи дошкольников.
Методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании трех групп здоровьесберегающих мероприятий:
- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребенку чувство мышечной радости);
- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);
_катарис- укрепление духовно-нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самоободрение).
Методики исследования:
- Программа «В Царство Здоровья»;
-«Культура здоровья дошкольника» Д. Б. Юматова;
-«Комплексы артикуляционной гимнастики».
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе было проведено диагностическое обследоване старших дошкольников. Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организованна и проведена программа здоровье сберегающих мероприятий, развивающих речь, психические процессы, двигательную активность и волевую сферу личности детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровня речевого развития, психических процессов и волевой сферы на конец исследования. Разработанная нами программа была опробированна на воспитанниках нашей группы.
В результате работы по этой программе было отмечено, что уровень речевого развития повысился, так как процесс комплексной реабилитации, описанный в программе, строился по модульной системе с учетом индивидуального маршрута каждого ребенка.
I рекреационный модуль.
Цель: оптимизация двигательной активности, в том числе органов артикуляции, профилактика психомоторных проблем ребенка.
Основные мероприятия: логоритмика, артикуляционная гимнастика, вокалогимнастика, ЛФК, игровые модули.
II релаксационный модуль.
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Основные мероприятия: сенсорная комната, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сухой бассейн, релаксационные игры.
III социально-адаптированный модуль.
Цель: эмоциональная разрядка, позитивное социальное взаимодействие детей и взрослых, получение позитивного жизненного опыта.
Основные мероприятия:
1. Индивидуальные формы работы : психологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия.
2. Групповые формы: интегрированные развивающие занятия, закрепляющий материал логопедических занятий.
3. Коллективные формы: праздникотерапия, театротерапия, выставки детских работ.
Подобная система работы способствовала появлению положительной динамики: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируется личностная и поведенческая сферы, эффективность мероприятий выросла с 50% в начале года до 80% по данным мониторинга на конец года.
Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа будет способствовать более эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение ортобиотического подхода в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Цели и задачи нашей работы выполнены.
Список используемой литературы.
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
2. Динейка К. Движение. Дыхание. Психофизическая тренировка – Минск. : Полымя, 1982.
3. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
4. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М. : Илекса; Ставрополь: Ставрополсервисшкола, 1999.
5. Юматова Д. Б. Инновационные социальные технологии. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. – М. : ГУ «Центр «Семья»», 2004.
6. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий. СПБ-ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.