Александра Ясеновская
Нит-терапия — мой подход к работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники и даже студенты. Дети растут быстро, и чтобы они развивались с ними нужно заниматься. К сожалению, не у всех родителей есть возможность уделить достаточное время своему малышу, чтобы научить чему-то интересному, новому и оригинальному, а зачастую они просто не умеют это делать, поскольку в их детстве не у кого было брать пример. Поэтому в своей работе мне хочется донести до воспитанников, что и из простых, порой, кажется не нужных вещей можно создавать и творить!
Публикация «Нит-терапия — мой подход к работе с детьми» размещена в разделах
На протяжении 5 лет я участвую в фестивалях рукоделия, выставках ручной работы. И я наблюдаю заинтересованность детей, родителей к народным промыслам. Каждый второй ребенок интересуется: «а что это?», «а как вы это делаете?», «а из чего?» и самое главное «хочу также». Видя интерес детей разных возрастов к рукоделию, я решила попробовать реализовать это направление в своей профессиональной деятельности.
В детском саду я работаю не так долго, всего 1,5 года, и за это время мы многое пробовали делать со своими воспитанниками, работали в привычных техниках. Мне хочется совершенствоваться, пробовать работать с новыми материалами, развиваться и расти, а вместе со мной это проделывают и мои воспитанники.
Свою методику я назвала нит-терапия (от англ. Knit – вязание, вязать, она ориентирована на среднюю возрастную группу (4-5 лет) Основная цель которой - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, рефлексия, гармонизация личности, развитие мелкой моторики, речи. Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе занятий детям предлагаются различные нити и пряжа (хлопок, мохер, шерсть, акрил, микрофибра).
В своей работе с детьми я использую ниткографию (создание картин с помощью ниток). Данная изобразительная техника способствует развитию речи и мелкой моторики, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания, она создает условия для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему миру, развивает фантазию, умение придумывать сказки. С помощью простой бумаги, нити и гуаши можно создать очень интересные картины!
В своей деятельности я использую несколько разновидностей ниткографии - ниткопись и аппликация из ниток. В первом случае мы используем нити разных цветов, фактур, клей и шаблон рисунка. Нити можно выкладывать по кругу, спирали, зигзагами – тем самым усложняя приемы и развивая воображение.
Но чаще мы делаем аппликации из ниток – нити нарезаем на мелкие кусочки и засыпаем пространство рисунка.
Из одного шаблона у нас получается множество разных объемных картин. я заметила, что занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
оскольку у нас инклюзивный детский сад, мы проводим занятия с разными детками, во время которых воспитанники общаются, помогают, учат друг друга, объединяются в творческие сообщества. Мы не раз принимали участие в конкурсах.
Кроме изобразительных техник, я использую пряжу для дидактических и подвижных игр. Такие игры как «Смотай клубок», «Бабушкина помощница», «Разложи по цветам», «Найти такой же», «Котенок» - развивают моторику, память, представление о форме и цвете, ловкость, умение сопоставлять, считать. Кроме того, дети сами придумывают игры, тем самым проявляют инициативу и воображение.
Для своих воспитанников я связала несколько плюшевых игрушек, в которые они с удовольствием играют, и просят научить их делать такие же. Начали мы с самого простого – цыпленка и куклы-оберега. Теперь у каждого малыша появились игрушки, сделанные своими руками.
Когда я беру в руки нитки – я вижу радость в глазах детей – они знают, что сейчас мы начнем творить. Я часто слышу слова благодарности от воспитанников и родителей, а это лучшая награда за проделанную работу. Поэтому мне хочется пробовать что-то новое и совершенствоваться в выбранном направлении.
Моя цель – разработать методику нит-терапии для детей раннего возраста, поскольку эта программа позволяет развивать не только мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость. Я заметила, что дети стали более спокойны, у ребят заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата а таким образом развивается мышление, внимательность, аккуратность, формируется плавность, ритмичность, точность движения руки, развивается зрительно-моторная координация, рука подготавливается к письму.
В планах у меня освоить с детьми новую технику – изонить, сделать коллективную работу «Топиарий из клубков», научить детей азам вязания. Я уверена – вместе мы со всем справимся.