Гульнара Мухаметдинова
Орнаменты в жизни башкирского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Мухаметдинова Гульнара
Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа»
Тип проекта:
- реализация проекта: кроткосрочный
- познавательно – творческий
- групповой
- участники проекта: 23 воспитанника, воспитатель, родители.
Актуальность:
Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.
Проблема:
Публикация «Орнаменты в жизни башкирского народа» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2017
На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству. Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народным искусством, познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа.
- Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,
- Пополнить активный словарь.
- Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей, учить сравнивать и обобщать.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к народному прикладному искусству.
Гипотеза проекта:
Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Реализация проекта:
Здоровье:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке.
- познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)
Физическая культура:
- формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры.
- “Юрта”, «курай», «зеленый платок»
Социализация:
- игровая ситуация: «Куклы Айгуль и Арслан пришли в гости в детский сад». Цель: рассматривать костюмы, обратить внимание во что одета Айгуль, во что одет Арслан. Обобщить: Башкирские национальные костюмы яркие и красивые.
- учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке,
- башкирская народная игра «Липкие пеньки».
- сюжетно-ролевая игра «Семья» - формировать представления о составе семьи, традициях.
- сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма, башкирским орнаментом.
- беседа «Мы живём в Башкортостане».
- рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма.
Труд:
- знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)
- ручной труд (поделки)
Познание:
-Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)
- беседа «Тюбетейка моего Бабая»
- дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейку и т. д.)
- развивать мелкую моторику рук: пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)
Математические представления:
- упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)
- воспитывать внимание. «Найди предмет по внешнему виду»
Конструирование:
- приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам: мебель для куклы.
Коммуникация:
- учить составлять рассказ на тему «Наряд бабушки»,
- рассматривание иллюстраций к книге «Бабушкин сундук»,
- дидактическая игра «Составь башкирский орнамент и узор»
Чтение художественной литературы:
- «Мудрый старик и глупый царь»,
- «Умная девушка».
Художественное творчество:
Рисование «юрты» : приобщать детей к декоративной деятельности, показать способы раскрашивания элементов национального орнамента, рисование башкирских орнаментов
Самостоятельная творческая деятельность детей «Украшаем камзол узорами башкирского народа»
Лепка «Баурсак» : развивать умение отрывать от основного куска небольшие комочки,раскатывать их круговыми движениями.
Аппликация «Украшаем фартук для куклы» : развивать умение вырезать детали для украшения фартука башкирским орнаментом и клеить готовые детали башкирского орнамента на силуэт фартука.
Работа с родителями:
- консультация «Обычаи и праздники «башкирского народа».
- совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента, украшение коврика башкирским орнаментом
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества.
Методы проекта:
Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа, знакомство с башкирскими узорами, национальными костюмами)
Игровая деятельность («Составь башкирский узор», «Залатай коврик», «Башкирское лото»)
Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)
Художественно-эстетическое направление: рисунки на тему «Башкирские орнаменты»
Взаимодействие с родителями: изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента, работа родителей совместно с детьми.
Презентация проекта:
Открытый показ ООД по художественному творчеству на тему: «Башкирские орнаменты»
Выставка работ родителей и детей на тему: «Изготовление поделок с применением башкирского орнамента».