Светлана Югова
Методические рекомендации «Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное башкирское декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Эстетическое воспитание является важнейшей составной частью развития дошкольника. Оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Универсальным средством развития творческого воображения стало искусство, которое наиболее полно проявляется в башкирском декоративном рисовании. Оно имеет творческий характер, поэтому все должно быть продумано таким образом, чтобы каждый ребенок получал возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему по содержанию. Задачи обучения детей шестого года жизни башкирскому декоративному рисованию следующие : развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности народной башкирской декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народного башкирского орнамента; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами, нетрадиционной техникой. Одной из форм творческой работы с детьми дошкольного возраста в декоративном рисовании с детьми является образовательная деятельность по замыслу. Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству (декоративное рисование) для старшего дошкольного возраста «Роспись башкирских платьев для кукол»
Публикация «Методические рекомендации „Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ход образовательной деятельности.
Восп. – Ребята, мы живём с вами в замечательной республике, которая называется Башкортостан! Мы много беседовали о родном крае, её природе, рассматривали иллюстрации, читали башкирские народные сказки, заучивали стихи о нашем красивой крае. Я вам рассказывала о жизни древних башкир, чем они занимались, как одевались. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли в гости эти нарядные башкирские куклы. А вам нравится башкирские костюмы?
Дети: Да!
Восп. - Чем же вам нравятся башкирские костюмы?
Дети. - Они яркие, красочные, красивые.
Восп. - Я вам предлагаю ещё раз рассмотреть национальный башкирский женский костюм башкирки. Рассмотрим костюм. Башкирский народный костюм состоит из женского головного убора «кашмау», короткой безрукавки «комзул», платья «клмк». Давайте ещё раз вместе повторим названия головного убора, короткой безрукавки и платья.
Сегодня я хотела познакомить вас с новым словом «елян», эта верхняя женская одежда. Давайте вместе повторим – елян. А чем же украшали башкирские костюмы?
Дети. - Башкирские костюмы украшали монетами, разноцветными лентами и орнаментом.
Восп. - Какие основные цвета башкирского орнамента?
Дети. - Красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный.
Восп. – Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?
Дети. - Кускар, птичьи головки, солярный знак, рак, рога барана, крестообразный, ветка бадьяна, ёлочка, гусиные лапки.
Восп. - Какому виду орнамента относятся эти элементы узора?
Дети. - Башкирскому орнаменту.
Восп. - А сейчас, ребята, у меня для вас сюрприз. Закройте глаза.
(Воспитатель выставляет объёмных кукол, сделанных из ватмана).
Восп. - Откройте глаза. Смотрите, этих кукол зовут Айгуль и Алсу. Их платья я украсила башкирским орнаментом. Давайте сначала рассмотрим костюм куклы Айгуль, а потом куклы Алсу.
(дети рассматривают костюмы на куклах)
Физминутка по теме занятия.
Восп. - Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и продолжим занятие. В прошлый раз мы уже начали делать объё мную куклу из ватмана: вырезали выкройку платья, сделали фон. Сегодня мы будем украшать его башкирским орнаментом. Мы уже вспомнили элементы башкирского орнамента, его основные цвета. Напоминаю, украшать начинаем клмк сверху, затем – нижний край платья. В середине платья должно остаться место для узора. Приступаем к работе. Обратите внимание на технику рисования : некоторые элементы башкирского орнамента рисуем концом кисти, другие полным ворсом всей кисти. Ребята, давайте сейчас движением руки в воздухе покажем очерчивающие жесты каждого башкирского элемента.
(Дети в воздухе «прорисовывают» башкирские элементы росписи. Далее
задание выполняется под легкую, башкирскую музыку).
Восп. - Все закончили, молодцы. Какой клмк вам больше всего понравился? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей).Выставка детских работ.