Аниса Гельмитдинова
Сценарий башкирского праздника «Шежере» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник «Шежере»
Шжр байрамы.
«Дружная семья и землю превращает в золото»
Цель: - Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Ход праздника.
(Звучит башкирская мелодия). Входят дети подготовительной группы.
Ведущий и двое ребят рассказывают о своих родных:
Мине олатайым….исемле
Мине лсйем….
Публикация «Сценарий башкирского праздника „Шежере“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2016
Мине атайым….
Мине сйем….
Мине апайым /аайым, елем, кустым,
Мине исемем…. .
Вед. – аумыыыз, балалар!
– аумыыыз, кунактар!
Ребята, скажите, о ком вы говорили?
Дети: Мы вспоминали своих самых близких людей: дедушку, бабушку, папу, маму, сестер, братьев.
Вед. : йзгез ле, «Бармактарым» уйынын уйнап кзерле кешелре-беззе анап китйек:
Был бармак – олатай
Был бармак - лсй
Был бармак – атай
Был бармак - сй
Был бармак – мин.
Беззе татыу аил!
Наша дружная семья!
Вед. : Это очень хорошо помнить и чтить свою родословную. По-башкирски родословная – шежере. Сегодня мы и поговорим о шежере.
Шежере – слово арабское, оно оначает ««дерево».
В древние времена башкиры, как и все другие народы, жили племенами. Наиболее древние племена: Мин, Брйн, атай, ыпса, ргн, Юрматы, Табын.
Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя, кажый род имели свое название, свое родимое дерево, птицу, тамгу – знак, оран – клич и были у них свои обычаи. И у башкир издревле существовал обычай писать историю своего народа. Составляли свое шежере в виде солнца, виде дерева. Очень давно записанные шежере – это большой клад башкирского народа.
Дети (10гр.) читают стих Р. Мифтахова «Дедушки».
1) Кем был твой прадед, кем – твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромным их обед?
Что в будни одевали?
2) Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел
В Башкирском том полку?
3) И если все узнаешь ты,
Изучишь древний род,
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свій народ.
Вед. : А вы знаете свое шежере, может расскажете нам?
(двое ребят рассказывают свою родословную)
- я со своими дедушкой и бабушкой составила родословную нашей семьи. Наши корни начались от прадеда, дед, бабушка, мой отец, мама, я и сестра/брат …
Вед. : Составляя шежере, много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, то есть кого вы зовете своей семьей. И недаром говорят о хороших людях : «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье.
Существует очень много прекрасных пословиц о семье. Ребята, вспомните и расскажите нам.
- В семье и каша гуще.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Согласну семью и горе не берет.
- Семья – печка : как холодно, все к ней собираются.
- Дружная семья и землю превращает в золото.
- На что и клад, коли в семье лад.
- С родственниками всякая еда слаще.
Вед. : в старину говорили, что дом и все, что в нем есть: песни, вышивка, доброе слово – делают семью богатой, дружной, крепкой.
В каждом доме есть старинные вещи, которые мы продолжаем беречь, сохраняя с их помощью память о дорогих нам людям. Давайте посмотрим сундук. Тут хранятся саринные и ценные для семьи вещи: это – головной убор - кашмау, это нагрудник – тушелдерек. Эти вещи вышиты бисером, украшены монетками, сделаны с большой любовью. Эти вещи моей маме подарила ее мама, моя бабушка. А вот подарок бабушке от ее мамы, то есть прабабушки. Этому полотенцу – 200 лет.
Это серебряный браслет – белзек. Это старинное серебряное колечко – ручной работы. Эти вещи остались от прабабушки. Они мне очень дороги, потому что связаны с дорогими мне людьми. Я восхищаюсь своими бабушкой, прабабушкой. Они прекрасно умели шить, вышивать, ткать – правда, золотые руки у моих бабушек.
Дети читают стихотворение А. Игебаева «Золотые руки».
Вед. : Какой же праздник без гостей? У нас в гостях семья Якуповых! Рхим итегез. Лиана, познакомь нас со своей семьей. Был – Фнз лсйем, сйем – Глсир, елелрем Аделина, Регина. Гульсира, расскажите пожалуйста о соем роде Якуповых. (Рассказ Якуповой Г.)
Вед. : Гульсира, скажите, кто у вас в семье почитаемый человек? (Это моя мама, бабушка Лианы).В семье, где выросла Фануза инэй, очень любили музыку, играли на музыкальных инструментах. И Фануза инэй очень хорошо играет на мандалине, а внучка Лиана любит плясать.
Гостья: й, ыым, бейеп ал! (Фануза инй играет, Лиана танцует)
Вед. : Фануза инй, как и все бабушки, не сидит на месте. Она – отличный мастер-маляр, участвует в ансамбле народных инструментов при ДК «Кристалл», вяжет, печет, помогает воспитывать своих внучат и умеет делать вот такие красивые войлоки.
Гостья: войлоки изготавливают из овечьей шерсти. Этому делу научила меня моя мама – прабабушка Лианы. Войлоком раньше утепляли стены юрты, стелили его на пол.
Вед. : Давайте, ребята, поиграем и покажем, кто скорее соберет юрту? «Тирм» уйынын уйнап алайы. (П/и «Юрта»).
Эту песню «Моя бабушка» мы посвящаем нашим любимым бабушкам. (Песня «Моя бабушка»).
Вед. : Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать ее, с большой любовью говорить о самых близких нам людях: о папе и маме.
К нам на праздник пришел один из таких молодых пап – это А. Рашитович. Он в свободное время сочиняет музыку, играет на гитаре, саксофоне, поет. (Слово гостю).
Дети читают стих «Мой папа».
1) Я хочу быть таким, как мой папа
Сильным, ловким, веселым и смелым.
Он не любит пустых разговоров,
За любое берется дело.
2) Вмиг весельем дом наполняется,
Когда папа с работы придет.
Яхочу быть таким, как мой папа
Папа, жди, когда сын подрастет.
Вед. : Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Она учит быть мудрым, дает советы, заботится о нас, оберегает. Эти стихи, песню, танец посвящаем всем мамам. Дети читают стихи о маме.
1) Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету.
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы нету.
2) сйем, к нурым,
Йылмая йре.
Йылытып йркте
Нур иб кре.
3) Йырар йырлап, бейей-бейей
Тркт уйнайбы.
сйре яратабы
Улары бе отлайбы.
4) ояш мге балый
Мге нур иб.
ояш умере телйем
сйем и.
Исполняется песня «сйем» («Маме»).
Коллективный башкирский танец.
1ребенок читает стих:
Еще красивее есть слово
И это слово – Родина моя!
В нем край родной, народ мой
В нем мама, папа и гордый я!
Вед. : Наша Родина – наше самое большое богатство – Башкортостан. Богатая страна, прекрасная страна! Башкиры давным-давно поселились на Урале, сделали своей родной землей. Любили и охраняли ее. Защищая свою Родину, башкиры 89 раз поднимались на великую битву. Имена батыров навечно записаны на страницах нашей истории. Кто же эти батыры?
Танец «Батыры».
Уралымда батырар:
Сйет, Ксем, Аай
арааал, Кинй, Батырша
Алдар, Килмк, Салауат батыр!
Вед. : приглашаю всех на майдан, где будут батыры показывать свою силу, смелость, удаль.
Приглашаю скакунов на майдан.
Вот какие ловкие ребята.
Хотите с силой мериться?
Тогда беритесь за концы каната. («Дотянись до плетки»).
Вот какие сильные ребята.
Ребята, ни один башкирский праздник не обходится без борьбы – крш. Крш – национальный колорит башкирского народа. Батыры показывают свою силу, удаль, сноровку. (Показ приемов борьбы).
Настоящие батыры растут. Наша Родина в надежных руках.
1ребенок читает :
Вот бы сделать цветниками
Все края родной земли.
Подарю стране цветы
Небывалой красоты.
Вед. : Как могучая и бурная река берет силу с маленьких ручейков, так и наша республика обогащается семьями. Всем хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой. Пусть как эти цветы цветет и хорошеет наша республика.
Танец «Цветы»
Дети читают стихи.
1) Пускай совсем я маленький
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
2) Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней,
Пусть будет небо чистое
Над родиной моей!
3) Великую землю
Любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы родиной светлой
Мы родиной милой
Мы Родиной нашей зовем!
Песня «Отчизна».
Вед. : Что нам надо на земле?
Дети:
- Мама.
- Папа.
- Светлый, теплый дом.
- Родина, где мы родились и живем.
Вед. : - Прочность поколений.
Ребята, не забывайте, помните и чтите своих предков и своих самых близких людей: берегите и любите их. Хочется, чтобы вы выросли хорошими, добрыми, здоровыми, умными, трудолюбивыми людьми и чтобы о вас с гордостью говорили: «У него крепкие корни!»