Ирина Корчина
Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе, а одним из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Дошкольник, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Публикация «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников» размещена в разделах
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазылами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Таким образом, проблема формирования мелкой моторики пальцев рук является актуальной.
Для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики большое значение имеет лепка. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и коардинированние становятся движения их пальцев, поэтому в своей работе широко использую занятия лепкой в свободной деятельности.
Аппликация и поделки из бумаги прекрасно развивают мелкую моторику рук ребенка, знакомят с понятиями формы, размера, цвета, предметов, способствует развитию пространственного мышления и творческих способностей. Поэтому предлагали детям разные виды работы с бумагой.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук :
Традиционная:
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
- различные виды застёжек;
— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся:
- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;
- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами;
- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни;
- массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова
тестопластика;
- квиллинг
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Таким образом, в результате проделанной работы пришли к такому выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это подготавливает ребенка-дошкольника к успешному обучению в школе.