Калашникова Надежда
Оригами как вид конструирования из бумаги у детей старшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами - древнее искусство складывания бумажных фигур. Это искусство уходит корнями к древнему Китаю, где впервые была открыта бумага. Оригами - необычное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги. Никто не знает, кто и когда придумал оригами и его неписаные правила. По многим мнениям, это искусство старше, чем бумага. Большие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что в древности человек, творивший из бумаги, был подобен Богу - Творцу. Изготовление красочных фигурок не было для японцев только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, результат которого - бумажная фигурка - самый сокровенный дар для богов, которым пытались их задобрить, попросить покровительства. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Утратив со временем свое сакральное значение, оригами стало частью японских традиций, обычаев, украшением быта, праздников, карнавальных шествий. Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец умеет мастерить диковинные фигурки. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Оригами не только интересно и увлекательно, но и очень полезно для детей-дошкольников благодаря своему многостороннему влиянию. Диапазон возможностей оригами велик : от простой детской игры до целой серьезной техники. Оригами прежде всего - искусство, призванное дарить людям радость. Именно потому, оно так часто используется в различных японских ритуалах и церемониях. И именно поэтому техника оригами так активно используется в дошкольных учреждениях. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой конструирования фигурок из бумаги. Сам термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio- построение. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, управлять. Оригами можно использовать практически во всех видах деятельности: конструировании и ручном труде, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, которые в свою очередь помогают развить интеллект ребенка, ведь, как мы утверждали в первом параграфе, мышечные движения напрямую связаны с мыслительной деятельностью. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме.
Публикация «Оригами как вид конструирования из бумаги у детей старшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Педагоги по оригами считают, что занятия развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Совсем скоро ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его механизмы сознания должны приобрести произвольность и управляемость. Ребенок должен овладеть способностью действовать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны развиться начальные формы самостоятельного управления волевым поведением