Светлана Концевая
Оригами как форма реализации технологии коллективной творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Концевая Светлана Сергеевна
Корзина с грибами.
Родиной оригами считается Япония. "Ори" означает - "сложенный", а "гами" - "бумага". Во второй половине XIX в. оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными по технике оригами. Бурное развитие оригами началось после второй мировой войны, была изобретена единая система знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, создатель первых детских садов, рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати.
Публикация «Оригами как форма реализации технологии коллективной творческой деятельности детей» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Значение оригами для развития ребё нка: Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка.
- Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими как: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика руки, точные движения пальцев. Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные, растения, летающие модели и др.) помогают ребёнку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребёнка к школе - развитие мелкой моторики;
- На каждом занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз, что развивает глазомер;
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, их творческого воображения, художественного вкуса. Лёгкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для ситуации успеха каждого ребёнка во время занятия. Сначала детей увлекает простота работы с бумагой, однако они понимают, что - оригами - это красота, сложность и точность. Дети начинают задумываться о гармонии цвета, формы, о расположении моделей в пространстве. Всё это требует не просто воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и умений. Освоение последовательности приёмов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале;
Оформляем веранду
- Оригами стимулирует и развитие памяти, т. к. ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, активизирует развитие логического мышления;
- В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов, т. е. показ приёмов складывания со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность, т. е. в самостоятельное выполнение действий. Это активизирует мыслительные процессы ребёнка;
- Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда, развивает коммуникативные умения. В совместной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой.
Модели подбираются мной из разных сфер окружающего мира хорошо известного детям (животные, птицы, рыбы, цветы и т. д.). Помогает детям освоить базу для творческих изысканий в дальнейшем.
Учитывая, что занятия по оригами должны быть различными по тематике, чтобы не угас у детей интерес, я использую разнообразные формы работы на занятиях :
1. Показ готовой модели и последующее поэтапное изготовление с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приёмов.
2. Урок - загадка: когда нет образца и результат будет ясен только в конце занятия. Дети повторяют приёмы изготовления модели. Этот приём очень нравится детям, т. к. полученный результат и узнавание модели вызывает у них большую радость.
Работа с элементами оригами
Солдаты на границе
Без мухоморов никуда.
3. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.
4. Изготовление "оригами" с тайной. Т. е. дети видят образец, делают его с педагогом, но узнают, что полученная модель имеет неожиданное свойство, о котором никто не догадывается (какие-либо движущиеся части).
5. "Уроки творчества" или "Придумай сам", где дети самостоятельно ищут приёмы изготовления модели ("Птицы").
6. Выполнение коллективной работы, где на большое панно прикрепляются модели оригами, сделанные каждым ребёнком (тема "Зоопарк").
Творчество наполняет жизнь ребёнка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы детей с бумагой по технологии "Оригами" - одна из основных задач при подготовке их к школе.
Рекомендуемая литература.
1. 3. А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.
2. З. В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год.
3. “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В. Б. Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год.
4. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.
5. “Учимся оригами”, под редакцией Ю. Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону.
6. Кунихико Касахара, “Оригами”, издательство “Алсия”, Япония.
7. Ю. Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.
8. Т. И. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.
9. Г. И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.
10. Журнал “Дошкольное воспитание”, Москва, 2008 г.