Вершинина Татьяна
Организованность и визуальное расписание дня для детей с расстройством аутистического спектра
Методы визуальной поддержки являются одним из наиболее эффективных и широко применяемых способов обучения и развития детей с аутизмом.
Многие из нас не могут прожить и дня,если под рукой нет ежедневника со списком дел. Одни используют традиционные бумажные ежедневник, другие предпочитают планировать свои дела,используя мобильный телефон или компьютер, но в любом случае расписание дел помогает нам использовать время организовано и напоминает о делах,которые надо выполнить.
Публикация «Организованность и визуальное расписание дня для детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
Дети с аутизмом испытывают трудности с пониманием принципов организации дневных дел. Изменения в занятиях, переход из одного помещения в другое, замена воспитателей, перемещение из дома в детский сад, из детского сада домой, могут быть пугающими, если вы не подготовитесь заранее к таким переменам. Визуальное расписание дня позволяет уменьшить стресс, связанный с изменениями. Такие средства визуальной поддержки создают упорядоченность и помогают ребенку понять последовательность событий в течении дня. При изготовлении расписания можно использовать надписи, картинки или комбинацию того и другого.
Многообразие стратегий создания позволяет нам выбрать и сделать подходящее пособие для ребенка любого уровня, некоторым детям удобно пользоваться бумажными ежедневниками небольшого формата, где информация представлена в текстовой (письменной) форме или в виде иллюстраций, другие с большим успехом пользуются расписанием в виде постера на стене. По мере определения определенной задачи или завершения очередного вида деятельности соответствующую иллюстрацию убирают из расписания, либо переворачивают страницу в ежедневнике
Расписание группы в разные дни недели может несколько различаться, например по вторникам расписание включает в себя музыку и рисование, а по четвергам физкультуру, математические представления и чаепитие. В течении года продолжительность занятий увеличивается.
Групповой день составляется из получасовых и пятнадцатиминутных занятий, таких, как:
-свободная игра
-ритмическое организованное занятие «Круг»
-занятие по альтернативной коммуникации
-занятие по ФЭМП
-занятие по окружающему природному миру
-музыка
-физическая культура
-рисование
-сюжетно-ролевая игра
-ручная деятельность
-танцы
-чтение и слушание сказок
-чаепитие
-одевание
-санитарно- гигиенические процедуры
-прогулка
И. т. д
Набор и последовательность таких занятий образует расписание конкретной одной группы, которое остается в течении года относительно постоянным, хотя в него могут включатся отдельные изменения, исходя из необходимости решения тех или иных задач.
Составляя расписание группового дня, специалисты и воспитатели следят за тем, чтобы занятия требующие активизации определенного процесса, чередовались с качественно другими занятиями. Так,если в группе решено проводить два занятия, они не должны следовать один за другим, что бы дети отдохнули от неподвижного сидения за партами и напряженного вслушивания в речь специалиста и воспитателя.
Таким образом, визуальное расписание дня позволяет ребенку с РАС чувствовать себя уверенно и спокойно на протяжении всего дня.