Елена Мащенко
Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебные капельки»
▼ Скачать
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебные капельки».
Воспитатель МДОУ «Д/С №16»
Мащенко Е. А.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды.
Публикация «Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе „Волшебные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Познакомить детей с понятиями «круговорот воды в природе», «умением» воды работать на благо человека, способах очистки воды. 3. Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр, гидроэлектростанция, турбина.
4. Закрепить умение подбирать слова, отвечающие на вопрос «какая?» 5. Познакомить детей с загадкой, стихотворением о воде.
Развивающие :
1. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую и общую моторику.
3. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательность.
2. Воспитывать бережное отношение к воде и природе.
3. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
4. Воспитывать аккуратность при проведении опытов и экспериментов.
Ход проведения
(Воспитатель предлагает детям стать в круг).
Психологический настрой
Встали дети дружно в круг
Я- твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент
-Ребята, посмотрите к нам тучка залетела, но не одна. Что у тучки есть? (капельки).
-Ребята вы пока присядьте на стулья, а я узнаю зачем она к нам прилетела.
-Ребята, эти замечательные капельки мне говорят, что они хотят с вами подружиться и рассказать вам много интересного и полезного. А вы хотите с ними подружиться? (да).
Тогда давайте знакомиться. Вы сейчас будете помогать мне отрезать эти капельки по одной и складывать их в кувшинчик.
(ребёнок срезает 1-ю капельку).
Ребята, эта капелька : – загадочная. Она хочет загадать вам загадку:
-С горы сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда – руби хоть топором.
Нагрей её и к небесам она взлетит тогда,
Теперь любой ответит нам, как звать её?
Дети - (Вода).
-Молодцы! Теперь, познакомимся с другой капелькой.
(ребёнок срезает 2-ю капельку).
Ребята, а эта капелька – бережливая. Посмотрите, что она нам принесла. Вам знаком этот предмет? Что это? (глобус).
А что такое – глобус? (модель планеты Земля). Давайте рассмотрим его. Какие цвета вы видите на глобусе? (Синий, голубой, зелёный, жёлтый, коричневый).
Ребята, а что на глобусе означает зелёный цвет? (это растения- деревья, кустарники, трава).
А, что означает коричневый и жёлтый цвет? (это суша).
А, что означает синий и голубой цвет (это вода).
Ребята, а какого цвета на глобусе больше? (синего и голубого).
Да, ребята, синего и голубого цвета на глобусе больше, а значит воды на нашей планете больше. Примерно 3 части составляет вода, а 1- ну, часть составляет суша.
Посмотрите, я сейчас возьму яблоко и разрежу его на 4 части. А, теперь посмотрите :1 часть-это суша, а 3 части- вода. Мы, видим на сколько воды больше на нашей планете, чем суши.
Ребята, морях и океанах вода солёная, а мы пьём только пресную воду. Какую воду мы пьём? (Пресную). Пресная вода очищена от соли, а её запасов не так много и поэтому её нужно беречь. А как можно беречь воду? (не тратить понапрасну, закрывать хорошо краны, если кран неисправен, то его нужно починить и т. п.).
Ребята, а теперь давайте узнаем какая следующая капелька?
(ребёнок срезает 3-ю капельку).
Ребята,а эта капелька учёная.
Скажите, где мы используем воду (пьём её, моемся, чистим зубы, стираем вещи, готовим кушать, поливаем растения, поим животных.)
Почему же вода не заканчивается? Сейчас мы это узнаем.
Посмотрите, у меня на столе стоит термос с горячей водой. Подойдите, ребята, ближе и вы увидите как испаряется вода. Что вы видите над термосом? (пар). Я сейчас возьму зеркало, и подержу его над паром. Что вы образовалось на зеркале? (капельки). Правильно, пар превратился в капельки воды. Если наклонить зеркало,то можно увидеть,как капельки воды стекают вниз. Теперь проходите на свои места, а капелька учёная расскажет нам как она путешествует в природе. Посмотрите,ребята, на экран- когда солнышко своими лучиками нагревает землю, вода в реках. ,морях, океанах начинает превращаться в пар и подниматься вверх в небо. А в небе температура намного ниже и остывший пар образовывает облака. Облака собираются в тучи, а из тучи вновь проливается на землю дождь. Затем капельки вновь попадают в реки. моря, озёра, океаны и опять нагреваясь от солнечных лучей испаряются в небо. Такое явление называется «круговорот воды в природе». (Дети повторяют).
Давайте посмотрим какая следующая капелька.
(ребёнок срезает 4- ю капельку).
Эта капелька звучащая! (релаксация).
Ребята, проходите на коврик и присаживайтесь поудобнее – мы послушаем звучащую капельку.
1. Слышится звук реки.
-Шириною широка, глубиною глубока
День и ночь о берег бьётся.
Шум в округе раздаётся – это шум реки.
2. Слышится звук водопада.
С высоты большой срываясь
Грозно водопад ревёт.
И о камни разбиваясь
Пышной пеною встаёт.
2. Слышится звук ручейка.
Ручеёк бежит по горным склонам
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик свой.
3. Слышится шум дождя.
Мочит рощи, лес и луг,
Горы, дом и всё вокруг.
Облакам и тучам вождь
Поливает землю дождь.
(дети возвращаются на места).
Воспитатель: А, теперь, посмотрим какая следующая капелька.
(ребёнок срезает 5- ю капельку)
Эта капелька труженица.
(показ слайдов на мультимедийной установке).
Давайте посмотрим где можно встретить капельку– труженицу!
(слайды с изображением кораблей – транспортный, пассажирский, промысловый).
Что вы видите на экране? (корабли плывут по воде, добывают рыбу).
(слайд с гидроэлектростанцией)
А ещё можно встретить нашу капельку –труженицу на гидроэлектростанции. Посмотрите как вода, падая с большой высоты, вращает огромные турбины и превращает энергию в электричество, которое так необходимо людям. Давайте с вами проведём эксперимент.
Подойдите,ребята, к столу (показ макета). Вот так вода льётся на турбины (воспитатель льёт воду в воронку), они вращаются и превращают энергию в электричество. Ребята, а на электростанции огромные турбины и вырабатывается много электричества. Электричество затем попадает к нам в дома.
-Давайте срежем следующую капельку.
(ребёнок срезает 6-ю капельку).
- Ребята, а эта капелька игривая. Она приглашает нас поиграть!
( проводится игра: «Тучка и капельки»).
-Я буду мама – тучка. а вы мои капельки.
-В хоровод быстрей вставай и за мною повторяй. (дети становятся в круг).
Все: -Мы будем весело шагать и улыбаться (идут по кругу).
Руками солнышку махать и наклоняться. (машут и наклоняются).
Чтоб растения полить и животных напоить. (поливают).
Землю мы умоем с вами (вращательные движения ладошками).
И потом вернёмся к маме! (дети подбегают к воспитателю).
(дети возвращаются на свои места).
Ребята, давайте посмотрим какая у нас следующая капелька.
(ребёнок срезает 7- ю капельку).
Эта капелька – чистюля. Скажите, какая вода у нас в водопроводе чистая или грязная?
Конечно чистая! Её специально очищают на водоочистительных сооружениях,чтобы она поступала к нам в дома уже чистая. Посмотрите, ребята, на экран.
(показ слайдов на мультимедийной установке).
На водоочистительные сооружения вода попадает грязная. Там стоят большие фильтры, которые помогают очищать воду. (показ слайда).
А вот такие можно встретить у нас дома. Это домашние фильтры. (показ слайдов).
- Ребята,так для чего нужны фильтры? (чтобы очищать воду).
- А сейчас мы с вами тоже попробуем очистить воду.
(эксперимент с водой).
-Подойдите к столу. Что вы видите? (стаканы с водой).
-Какая вода в стакане? (чистая, прозрачная).
- Ребята, наберите аккуратно песок ложечкой и положите её в стакан с водой и размешайте. Какая теперь стала вода? (грязная, мутная). Теперь мы будем её очищать с помощью вот таких фильтров (раздаются стаканы, накрытые салфетками – фильтрами). - А сейчас возьмите стаканчики с мутной водой и аккуратно перелейте в стаканчики с фильтрами. Какая теперь стала водичка? (стала опять прозрачной). Правильно, ребята, мы её очистили с помощью вот этих салфеточек – фильтров. Посмотрите, что вы видите на этих салфеточках? (мусор, песок).
И на водоочистительной станции вода тоже проходит через большие фильтры, чтобы мы могли её использовать уже чистую, прозрачную; для пригодной для человека.
Ребята, подойдите ко мне (дети становятся рядом с воспитателем) : «Что же вам запомнилось из нашего знакомства с капельками?».
(ответы детей)
- Узнали сколько воды на нашей планете Земля,
- Мы узнали о круговороте воды в природе,
- Вода показала нам как она трудится,
- Узнали как очищают воду,
- А ещё мы теперь знаем, что к воде нужно бережно относиться!
Ребята, подойдите к столу - посмотрите, во что превратились наши капельки в кувшинчике! (капельки незаметно заменяются на конфеты) - раздаёт детям сладкие сюрпризы).