Сарыг-оол Чойганмаа
Организованная познавательно — исследовательская деятельность «Тайны воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная познавательно – исследовательская деятельность
«Тайны воздуха» в старшей группе
воспитатель Сарыг-оол Ч. С.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Организованная познавательно — исследовательская деятельность „Тайны воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,
рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
Использовала различные методы, приемы: худ. слова (приветствие, и загадка, ИКТ, рефлексия, поощрение детей, эксперименты.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, кляксография.
Оборудование:
-фотографии (космонавт на открытом космосе, космонавт на земле)
-фотография земли
Ход занятия
1 этап: мотивационно-побудительный этап
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Сначала предлагаю посмотреть на фотографии.
1 фотография
(ответы детей)
2 фотография (ответы детей.)
В: на фотографиях космонавт, в первой фотографии, где он находится, во что одет? А во второй фотографии, как он одет? Найдите отличия.
В: в 1 фотографии космонавт в открытом космосе, у него лицо закрыто, потому что в космосе нет воздуха, а на спине у него баллон с кислородом.
А во второй фотографии у космонавта лицо открытое, он снял верхнюю часть скафандра, потому что он на земле, а на земле есть воздух. Он дышит воздух, как и мы с вами.
В:- А что такое воздух? (ответы детей) -
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.
Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.
2 этап: поисково-исследовательский этап
В:-А мы видим воздух? А давайте докажем, что воздух все-таки есть.
Для этого мы сядем в воздушный шар и полетим в лабораторию. "Комната чудес"
Встали в круг, закрыли глаза: «Раз, два, три, очутись в стране чудес».
(звучит мелодия)
В: А теперь глаза открыли, вот мы и попали в лабораторию «Комната чудес». А в лаборатории нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, ничего не брать в руки и в рот без разрешения взрослого, не трогать лицо и глаза.
Сейчас мы будем доказывать, что воздух все-таки есть, но мы не видим его.
Опыт 1
«Воздух есть везде, он невидимый» :
Оборудование: таз с водой, одноразовый стакан, лист плотной бумаги.
Цель: показать, что воздух невидимый.
Ход эксперимента: В стакан помещаем скомканный лист бумаги, перевернутый вверх дном стакан
Опускаем в воду, затем вынимаем. А сейчас вынимаем бумагу, бумага осталась сухой.
Вывод: опыт показывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. Воздух есть везде, он прозрачный, невидимый.
Опыт № 2
" Воздух не имеет цвета"
Оборудование: лист бумаги.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Ход эксперимента: сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Опыт № 3
«Не имеет вкуса»
Цель: показать, что воздух не имеет вкуса.
Ход эксперимента:
Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Вывод: значит воздух не имеет вкуса.
Опыт № 4
" Воздух не имеет запаха"
Оборудование: дольки апельсина или кожура апельсина.
Цель: доказать, что воздух не имеет запаха.
Ход эксперимента:
Предложите ребенку закрыть глаза и глубоко вздохнуть. Спросите у него, ощущает ли он какой -либо запах? По очереди подносите к нему дольки апельсина. Предложите вдохнуть аромат и определить не открывая глаз, название фрукта.
Вывод: воздух не имеет запаха, но отлично передает запах других веществ.
Опыт № 5 " Воздух не имеет формы"
Оборудование: шары
Цель: доказать, что воздух не имеет формы.
Ход эксперимента:
Дети надувают воздушные шары (воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули, у всех получились шары разной формы).
Вывод: воздух не имеет формы.
Физминутка
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на
носочках
Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу)
В: А теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ (дети пробуют рисовать).Какие вы молодцы.
В:Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели)
Встали в круг, закрыли глаза «Раз, два, три в детский сад возвращаться нам пора!»
3 этап: Рефлексия:
В: - Ребята, где мы побывали?
Продуктивная деятельность –цветочек «Свойства воздуха»
-Сейчас, дети, давайте все вместе соберем цветочек «Свойства воздуха».
А для этого, в каждый лепесток цветочка приклеим одно свойство воздуха.
-Что обозначает этот знак? (показываю знаки)
• Воздух есть везде, он невидимый.
• Воздух не имеет цвета
• Воздух не имеет вкуса
• Воздух не имеет запаха
• Воздух не имеет форму
-Ребята все поработали очень хорошо, поэтому я раздам вам (сюрприз)
Самоанализ организованной
познавательно – исследовательской деятельности
по теме: «Тайны воздуха» в старшей группе.
Воспитатель: Сарыг-оол Ч. С.,
Для проведения занятия я перед собой поставила цель: формировать представления о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.
Поставила следующие задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Участники: дети, воспитатель.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, физкультминутка);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность, использование нетрадиционной техники рисования).
При планировании занятия учитывала особенности детей. НОД я старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, физкультминутку. Поставленные мной задачи были решены.
Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания приобретенные на занятии. Дети достигли результатов, им было интересно получать знания о воздухе, они смело высказывали свои мысли, делали выводы и самое главное, было вызвано желание видеть и отмечать свойства воздуха, без подсказки взрослого в своей повседневной жизни. Содержание занятия было доступно детям, интересно, соответствовало возрасту.
Воспитатель ___Сарыг-оол Ч. С.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка»
г. Ак-Довурак
Организованная познавательно – исследовательская деятельность
«Тайны воздуха»
в старшей группе
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель
Сарыг-оол Ч. С.
2020 г.