Наталья Кривохижина
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в прошлое куклы»
Организованная образовательная деятельность
по познавательному развитию
(Для детей средней группы)
Интеграция образовательных областей : художественно – эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
Интеграционные цели. Расширить представление детей о куклах, познакомить с историей и способами изготовления кукол.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи.
1. Закрепить знания детей об истории создания куклы, с процессом преобразования её человеком.
2. Развивать доказательную речь, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.
3. Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Чтение книги Т. Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках. Рассматривание кукол из разных материалов.
Оборудование и материалы: сундучок; зонт; изображения из истории кукол на ТВ; куклы, сделанные из разных материалов; материал для изготовления кукол: кусочки белого и пестрого ситца, вата, резинки для волос, «пушистая» проволока.
Алгоритм.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Самостоятельная практическая работа.
5. Рассматривание и анализ работ.
6. Рефлексия.
Содержание.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу.
- К нам сегодня пришли гости. (Поздороваемся)
- Давайте все встанем в круг, вытянем руки вперед и соединим их в центре круга. Почувствуем себя лучами одного большого солнца.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Ребята, сегодня почтальон принес к нам в группу сундучок, но без вас я его не стала открывать, решила, что мы должны сделать это вместе. Мне уже не терпится узнать, что же там такое. Хотите посмотреть, что находится в сундучке?
- Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек. (Приоткрываю и смотрю, что в сундучку0
-Я думаю, вы стразу догадаетесь, что в этом сундучке, если я загадаю вам загадку.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…
С нею весело играем,
Мамой-папой ей бываем (Кукла)
- Правильно, здесь кукла! Она прибыла к нам из Музея кукол и приглашает нас в гости куклам.
2. Основная часть.
Ребята, что такое музей? (Ответы детей)
- Музей – это место, где хранятся красивые, ценные и редкие вещи.
- А как они называются?
+ Эти вещи называются экспонаты.
- Расскажите, пожалуйста, как надо вести себя в музее? (ответы детей).
+ В музее нельзя шуметь, громко разговаривать; надо внимательно смотреть и внимательно слушать.
- Все эти правила нужно непременно соблюдать, чтобы узнать обо всем, что есть в музее и ничего не пропустить.
Открывается дверь в наш музей!
Заходи, посмотри поскорей,
Сколько разных здесь кукол живут,
В гости вас уж давно они ждут!
- В какой музей мы с вами попали?
+ Музей кукол.
Как здесь много кукол! Какие они все интересные!
(Рассматриваем кукол с детьми)
- Ребята, а все куклы одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
+Да, ребята, куклы все разные, отличаются друг от друга: здесь куклы большие и маленькие, сделаны из разных материалов (показывая на куклу, сказать из какого материала она изготовлена, самодельные и изготовленные на заводе.
- А вы знаете, что кукол придумали очень давно? Хотите отправиться в путешествие и посмотреть, какие куклы были раньше? А отправиться нам придется в прошлое! Как вы думаете, на чем можно отправиться в прошлое? (ответы детей)
- А мы с вами отправимся в прошлое с помощью волшебного зонтика. Вы когда- нибудь так путешествовали? Я тоже - нет. А хотите попробовать?
- И так, отправляемся в путешествие? Подойдите поближе. Закрывайте глаза.
В руки зонтик я возьму,
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
Включается волшебная мелодия.
- Зонтик приглашает нас сесть на стулья. (Проходим к стульям и рассаживаемся на места у телевизора)
- Ребята мы с вами рассмотрели разные виды кукол, расскажите о них.
(Показ слайдов, дети рассказывают о видах кукол)
- Что это за куклы?
1. Это - Куклы – обереги, они оберегали дом, семью, были защитой от болезни, несчастья. Куклы бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери.
2. Это - Куклы обрядовые. Их использовали при проведении праздников, чтобы попросить урожай и хорошую погоду.
3. Это - Игровые куклы – они использовались для развлечения и игры, для забавы детям. Люди верили, если ребенок умеет играть с куклой, будет достаток в семье
- Мы с вами сегодня рассмотрим те куклы, с которыми любили играть дети, игровые.
(Показ презентации и выступления детей)
- Это - кукла из веточки. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, появились на свет первые куклы – из природного материала. Кукла из веточки похожа на человека, твердая, легкая, но не яркая, у нее не было одежды, руки и ноги были неподвижны.
- Кукла из полена. Такую куколку делали из полена, заворачивали как младенца. Мама, чтобы занять ребенка игрой, пеленала полено тряпочками и отдавала дочке. Но играть этой куклой было неудобно – она тяжелая, твердая, у нее нет рук и ног.
- Кукла из соломы. Соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб, она приносила удачу. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая, а потом связывали и украшали. Такая кукла очень хрупкая и нежная, быстро ломалась.
- Глиняная кукла. Эта кукла сделана из глины. Глину собирали, смешивали с песком и лепили кукол. Потом этих кукол расписывали. Но с такой куклой надо играть осторожно – она тяжелая, если упадет, то может разбиться.
- Тряпичная кукла. Тряпичная кукла похожа на человека. Таких кукол детям шили мамы, бабушки из тряпочек, а потом куклу могла сделать любая девочка. Она мягкая, легкая, но ее нельзя было мыть.
- Фарфоровая кукла. Фарфоровая кукла красивая, нарядная, похожа на маленького человека, которому можно менять наряды, но она очень хрупкая, если упадет, то может разбиться. Такие куклы были очень дорогими, поэтому они были не во всех семьях.
- Это - пластмассовая кукла. У современных кукол есть руки, ноги, которые двигаются, есть красивая одежда. Куклу можно купать, переодевать, с ней интересно играть. У современных кукол даже есть дома, мебель, посуда.
Сейчас есть куклы, которые делают из тех материалов, что и раньше – соломенные, глиняные, из ткани и фарфора, но теперь они изменились, стали более удобными, интересными.
- Вот какой путь развития прошла кукла с древних времен и до наших дней.
А нам пора возвращаться в детский сад.
В руки зонтик я возьму,
Волшебство я призову.
Зонтик снова к нам придет,
В детский сад нас унесет.
- Во время путешествия мы немного устали, приглашаю вас отдохнуть и танцевать.
3. Физкультминутка.
Аудиозапись «Пяточка, носочек».
4. Практическая часть
Мы узнали много интересного о куклах. А теперь я предлагаю вам самим создать свою собственную куклу!
- Садитесь на стулья.
Проходим на стулья, показываю этапы изготовления кукол.
Оборудование и материалы: кусочки белого и пестрого ситца, вата, резинки для волос, «пушистая» проволока
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Даша. Она попросила нас смастерить ей подруг, чтобы они могли вместе играть. (Показ куклы)
- Внимательно посмотрите и скажите, какой материал нам понадобится? (Ответы детей)
- А теперь я вам объясню, как мы будем делать куклу.
- Берем квадратный лоскут ткани, кладем перед собой.
- На лоскут посередине положим комочек ваты. Но сначала мы предадим ему форму головы – скатаем между ладонями.
- Соединим все уголки ткани.
- Чтобы отделить голову от туловища, мы оденем резинку там, где шея.
- Но что-то не хватает для нашей куклы?
- Я предлагаю надеть кукле косынку и сразу сделать руки с помощью «пушистой» проволоки.
- Приглашаю вас сесть за столы.
Пальчиковая гимнастика
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
- Приступаем к работе. На доске вы можете посмотреть последовательность нашей работы.
Самостоятельная практическая работа.
5. Рассматривание и анализ работ.
- Встаньте в круг, покажите друг другу свои куклы. У вас получились красивые куклы. Как вы думаете, почему?
- Они самые лучшие, потому, что вы делали их своими руками, старались.
6. Рефлексия.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
+ О куклах.
- Из чего раньше делали кукол?
- Когда вы придете домой, что вы расскажете родителям о нашем сегодняшнем путешествии?
- Теперь вы не только знаете много о куклах, но и сами умеете создавать кукол. Я предлагаю взять кукол, которых вы сделали, и отправиться поиграть с ними.
Но прежде давайте попрощаемся с нашими гостями.
Прощание. Говорим «До свидания» и дети уходят.