Ирина Ганагина
Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"
Организованная образовательная ситуация
Тема: «Гончарное мастерство»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с районами Кубани, где занимаются гончарным ремеслом.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Гончарное мастерство“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Сформировать у детей интерес к кубанским ремеслам.
Развивающие:
• Развиватьу дошкольников эстетические качества.
• Формировать и закреплять умения различать глиняные предметы обихода, знать их назначение, свойства и качества.
• Формировать умение ориентироваться на карте Краснодарского края.
• Закрепить приемы лепки и обработки изделий из глины.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к культуре и традициям кубанского народа
• Воспитывать интерес к профессии гончара.
Оборудование : Карта Краснодарского края, значки, изделия из глины, кроссворд, кувшин с водой, видеофильм «гончарное дело», стаканы для опыта,.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Ребята! Если вы хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить, то отгадайте загадки.
В земле я родился,
В огне закалился.
(Горшок)
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар)
2. Актуализация
Перед вами кроссворд, предлагаю его разгадать и узнать, что здесь зашифровано.
- Назовите правильно это изделие? (горшок)
-После чего глиняное изделие не пропускает воду. (обжиг)
- Какой материал применяют для изготовления керамической посуды? (глина)
- Часть сосуда за которую его держат? (ручка)
- Материал, которым покрывается глиняная посуда для большей прочности? (глазурь)
- Название этой глиняной посуды? (крынка)
- Назовите профессию людей, которые изготавливают керамические изделия. Это … гончар.
3. Затруднения в ситуации
- Итак, мы сегодня будем говорить о гончарах и гончарном ремесле. Вы можете об этом рассказать? (нет)
- Тогда если вы не против, я расскажу об этом. Более десяти тысяч лет тому назад были изготовлены первые горшки. Люди занимались земледелием и для хранения зерна плели большие корзины. Но зерно высыпалось через щели в корзине и кто – то придумал смазать мокрой глиной внутреннюю часть.
Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появился на свет первый глиняный горшок.
Посмотрите внимательно на карту Краснодарского края.
- Назовите территорию, которую вы видите на карте. (Краснодарский край, Кубань)
Воспитатель:
- На Кубани казаки испокон веков занимались земледелием и различными ремеслами. Одним из них было гончарное. Давайте вместе с вами отметим на карте районы, которые славятся своим гончарными изделиями.
Назовите способы изготовления глиняных изделий и их обработку. (Не знаем)
Как мы можем это узнать? (спросить у того, кто этим занимается - гончара)
Просмотр фильма «Гончарное дело»
Гончарное производство требует трудолюбия, фантазии. Давайте с вами вспомним, как изготавливаются глиняные изделия. (Лепка, сушка, нанесение узора, обжиг, покрытие глазурью)
- Я хочу показать вам изделие, потрогайте и скажите, какую обработку оно уже прошло?
(лепка и сушка)
- А как вы это определили? (изделие серое, нет узора)
-Давайте рассмотрим следующее изделие, что в нем изменилось? (цвет изменился, имеется узор).
- Знаете ли вы, чем наносится узор на изделия? (кистью, пальчиком, гребешком)
- Какой глиной наносят узор на керамических изделиях? (жидкой, белой и цветной глиной)
- Назовите элементы, которые составляют узор? (кружки, полоски, точки, мазки, линии, завитки)
- По какому признаку вы определите, какую обработку прошло вот это изделие? (обжиг определяется по цвету черепка – он красно-коричневый, по звуку – звонкий)
- А еще после обжига глиняное изделие становится влагостойким и узор не размазывается. Давайте проверим.
- Что сделали мастера с этим сосудом? (кроме обжига покрыли глазурью)
-Это последний этап, который используют гончары для изделий.
-Какие свойства приобретает сосуд после покрытия глазурью? (становится гладким и блестящим)
- Итак, мы с вами определили, что глиняные изделия после обжига и покрытия глазурью становятся красивыми, гладкими и прочными. Они не боятся воды и огня. В них можно наливать жидкость, ставить в духовку или печь.
3. Открытие нового и включение в ситуацию
Ребята, вы хотите проверить, верный ли вывод мы сделали? Тогда, давайте проведем опыт и убедимся в этом. Перед вами стаканы. Найдите вылепленные и высушенные стаканы и обожженные и покрытые глазурью, налейте воду и проверьте, что же произойдет, какой из стаканов не пропускает жидкость. Давайте оставим их на некоторое время, а пока давайте вспомним народные пословицы и поговорки о гончарном мастерстве. (дети называют)
- Молодцы. А теперь вернемся к опыту.
Что случилось со стаканами?
- (стакан, вылепленный и высушенный, размок, а тот, а с тем, который был обожжен и покрыт глазурью, ничего не случилось.)
Какой вывод вы можете сделать?
4. Осмысление
Вам понравилось наше занятие?
Что было для вас самым интересным? Что нового узнали? О чем расскажете своим родителям?