Ольга Власова
Организационно-правовые основы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к структуре образовательных Программ ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является основой разработки структуры образовательных Программ для каждой категории детей :
• программа коррекционной работы;
• примерной адаптированной образовательной Программы;
• адаптированной основной образовательной программы;
• адаптированной образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана.
Публикация «Организационно-правовые основы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Структура адаптированной образовательной программы включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. ФГОС определяет требования к их соотношению и структуре каждой из них.
Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из «академического» компонента и компонента жизненной компетенции. Целевая Часть 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента:
• Язык – знания о языке и речевая практика;
• Математика – знание математики и практика применения математических знаний;
• Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;
• Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; • Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;
• Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;
• Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
• Технологии – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.
Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной области в каждом варианте Программы и для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации. В соответствии с этим при разработке «академического» компонента для каждой из восьми образовательных областей применяется единая для всех вариантов Программ (включая третий и четвертый варианты) логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка, что обеспечивает развивающих характер обучения (обучение «ведёт» за собой развитие). Использование информационных технологий, сделает “академический” компонент более доступным и позволит индивидуализировать образовательный процесс по темпу, скорости, содержанию, дифференцируя подачу учебного материала.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья можно обеспечить только с учётом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента «жизненной компетенции» принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребёнку, т. е. может стимулировать его дальнейшее развитие.
Логика ориентации на актуальный уровень развития ребёнка и опережающее усложнение среды его жизни и деятельности и здесь остаётся единой для всех вариантов Программ. При этом роль компонента «жизненной компетенции» варьируется и закономерно возрастает в вариантах Программ, не предполагающих освоение ребёнком достижений, сопоставимых с достижениями здоровых сверстников.
В первом варианте (A) требования к структуре основной образовательной программы устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы, направленной на оказание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья помощи в освоении основной образовательной программы и формирование жизненной компетенции, устанавливаются ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Во втором (B) и третьем (С) вариантах образовательных Программ ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задаёт единую структуру адаптированных основных образовательных Программ и фиксирует восемь образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и «жизненной компетенции»). Такая структура обеспечивает социальное развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его настоящие и будущие потребности. Вариативность соотношений этих компонентов и возрастание доли «жизненной компетенции» от первого варианта ко второму и третьему, отражает вариативность соотношения общих и особых образовательных потребностей в неоднородной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В четвертом варианте требования к структуре содержания образования в адаптированной основной образовательной программе на основе индивидуального учебного плана сохраняются: предусмотрены те же восемь областей образования, в каждой из них значительно превалирует компонент жизненной компетенции.
Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития, соответственно и сама Программа может быть только индивидуальной. Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и компонент «жизненной компетенции», в то время как результаты обучения варьируются в зависимости от варианта образовательной программы.