Ольга Шалина
Консультация «Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка. Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС.
Главным условием всестороннего развития является познание окружающего мира детьми при помощи создания 3D моделей из конструкторов нового поколения, которые обеспечивают сложность и многомерность конструктивной идеи. Трехмерная конструкция полнее раскрывает предмет или иной другой объект окружающего мира, когда в результате конструирования ребенок, принимая участие в ее создании, может рассмотреть ее со всех сторон, ощутить, потрогать и при желании модифицировать.
Публикация «Консультация „Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду“» размещена в разделах
Визуализация 3D конструкций – это пространственная система познания окружающего мира.
LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.
Перспективность применения LEGO обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах.
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.
Цель образовательной деятельности: развитие творческих способностей ребенка посредством конструкторской и проектной деятельности при помощи конструкторов нового поколения.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Обучающих:
- сформировать знаний об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D моделей;
- познакомить с деталями конструктора и способами создания 3D моделей;
- научить решать конструктивные и изобразительные задачи
-Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при конструировании и сборке моделей из конструктора LEGO;
-Знакомство с основными принципами работы первых механизмов;
-Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;
Развивающих:
-Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел
-Развитие пространственного и технического мышления;
-Развитие творческих способностей;
-Развитие умения организовывать проектную деятельность с использование конструкторов нового поколения;
-Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
-Развитие речи;
-Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности
Воспитательных:
-Воспитать самостоятельность, чувство ответственности за результат своего труда.
-Воспитать чувства эмпатии друг к другу.
- воспитывать толерантность друг к другу;
- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с учетом федеральных государственных требований, в которых устанавливается время работы с детьми.
Продолжительность занятий соответствует нормам САНПИН для определенного возраста детей
II младшая группа -10-15 мин.
Средняя группа -15 – 20 мин.
Старшая группа -20-25 мин.
Подготовительная к школе группа -25-30 мин.
В зависимости от возрастного периода количество детей составляет от 5 до 12 человек в одной группе
Учитывая возрастные особенности детей, занятие состоит из трех частей:
Первая часть занятий (5-10 мин.) – упражнения на развитие логического мышления (пальчиковая гимнастика).
Вторая – теоретическая.
Третья – конструктивная.
При организации подобной деятельности с детьми необходимо учитывать этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два этапа, которым относятся:
1. Подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования.
2. Творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.
Возрастное деление не является статичным.
Рамки возраста не всегда определяют «потолок» развития способностей детей. Овладение багажом знаний и умений ребенком проходит индивидуально. Освоив программное содержание одного уровня, ребенок переходит на следующий уровень. Программа опирается на утверждения современных педагогов о том, что "способности ребенка развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он сам добирается до "потолка" своих возможностей и постепенно поднимает его все выше и выше" (Б. Никитин).
Материал для занятий строится так, что требуются знания практически из всех видов деятельности от окружающего мира до математики.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование и изучение физических процессов и явлений).
Конструирование особое значение имеет для совершенствования остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства.
Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное, пространственное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Особое внимание уделяется развитию логического, пространственного проектного мышления.
Реализация данной деятельности, помогает развитию коммуникативных навыков дошкольников за счет активного взаимодействия. Дети в ходе групповой и проектной деятельности, когда работают в паре, развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют словарный запас.
Виды организации непосредственно организованной деятельности :
- по образцу;
- по условию;
- по инструкции;
- по замыслу.
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.
Конструирование по инструкции - к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Дети, выполняя задания, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.
Самостоятельная работа выполняется в конце каждой темы,
в форме проектной деятельности:
-индивидуальной,
-парной
-групповой.
Формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности. Организационная структура образовательной деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная) предоставляет детям возможность для самореализации.
Исходя из представления, что учение особо успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс создания значимого и осмысленного продукта – небоскреб, машины, робота, представляющего интерес для самого ребёнка. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения.
Разнообразная деятельность ребёнка в процессе «игры – исследования», удовлетворяет присущую ему любознательность. Для формирования творческой личности в процессе обучения используются методы:
- Объяснительно - иллюстративный (рассказ, объяснение, демонстрация и т. д.).
- Репродуктивный (воспроизводящий).
- Проблемно – поисковый или эвристический (проблемное изложение, частично-поисковое, исследовательское).
Важным принципом деятельности педагога является регулирование соотношения между применением методов на начало и на конец учебного года: проблемно - поисковому методу отдается большее предпочтение в начале учебного года, а в конце учебного года перед детьми чаще ставятся проблемные задачи, что служит развитию творческих способностей ребёнка.
Это касается и предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении, и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел, и глубины игрового и социального погружения.
В непосредственно образовательной деятельности возможно и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности, (обучение математики, рисованию, наблюдение за окружающим миром; игры развивающие познавательные процессы др.).
Каждая тема должна иметь завершение: коллективная работа, проектная деятельность, постройки, представленные на мини-выставке. В ходе изучения курса воспитанникам предлагается участие в LEGO-праздниках, LEGO-выставках, конкурсах, -экскурсиях и т. д.
Представленные выше организационно-методические условия успешно апробируются в МДОУ № 41 г. Сочи.