Ольга Чечина
Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду.
[/b]
В 1 младшей группе детей не учат декоративному рисованию, но хочется сказать несколько слов.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В возрасте 2-3 лет ребенок еще не ставит перед собой цель что-то нарисовать. Долгое время ограничивается интересом к движениям карандашом или кистью по бумаге. Затем большое значение приобретает слово, определяющее предметное содержание рисунка: дождик капает, снег идет, листики летят и т. д.
Дети 1 младшей группы не могут передавать четкой формы предметов, воспитатель учит изображать предметы неопределенных очертаний (округлые, угловатые, дорисовать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка).
В этой возрастной группе мы с детьми учим и закрепляем цвета: желтый, красный, зеленый, синий.
2 младшая группа. Ребенок начинает развивать чувство цвета, формы. Рисунок сопровождает речью (этой лопаткой я копаю песок, у меня есть такая лопатка). Дети создают изображения неполные, но узнаваемые другими.
В этой возрастной группе закрепляем цвета: желтый, красный, зеленый, синий, белый, черный. А также знакомим с оттенками: розовый, голубой, серый.
В средней группе воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие. Воспитатель обращает внимание на симметричность фигуры. На занятиях декоративного рисования воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги.
Воспитатель вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Дает вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки.
Дети учатся располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу. Задача воспитателя научить создавать узор по образцу и по замыслу.
Если рисуем красками, то кисть держим:
- широкие линии и мазки – кисть наклонена;
- тонкие линии, точки – кисть вертикально.
Детей в этом возрасте начинаем учить не выходить за контур. Формируем слитное, плавное движение, без нажима.
Декоративное рисование начинается в 3 квартале (весной). Первые узоры на полосках бумаги. Для получения ровного мазка кисть следует полностью погрузить в краску. Полосы рисуем путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге – получаем широкие полосы.
Воспитатель обращает внимание на ритмичность, цветосочетание элементов узора (полосы, точки).
Узор в квадрате (середина отмечается заранее). Обращаем внимание на симметричность узоров, показываем разные образцы. Например: - в одном – узор выполнен по сторонам и углам квадрата; в другом – в середине крупный узор, а в углах более мелкий.
Воспитатель сам подбирает цветовую гамму.
При показе ритмичности движений (узоров) воспитатель приговаривает: «еще, еще» или «так, так».
Сначала детям необходимо увидеть узор в целом, затем выделяем элементы узора, называем их, обращаем внимание на их повтор. Сухой кистью воспитатель указывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению.
В средней группе можно вызывать детей к доске, чтобы они нарисовали знакомые узоры.
Воспитатель пользуется словами: вначале, потом, затем, после этого – это лучше помогает детям запомнить все действия в определенном порядке.
В течение года добавляем цвета: коричневый, оранжевый, светло-зеленый. Учим смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
В старшей группе воспитатель подбирает более сложный узор, чем в средней группе. Новые элементы – дуга, волнистая линия; детали растений – листья, венчики и лепестки цветов, ягоды. Учим симметрично располагать узор в квадрате, круге, многоугольнике. Предлагаем детям вырезанные из бумаги предметы, одежду, посуду. Учим самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.
Вводим акварельные краски, простой карандаш, мелки.
Учим детей проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии. Отрабатываем легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью; регулируем нажим для получения оттенка цвета; рисование концом кисти тонкие линии, более широкие полосы боковой стороной ворса.
Наиболее полно украшается обычно середина формы, по углам и окружности наносится легкий узор.
Декоративные рисунки используются для подарков к 8 марта.
Можно предложить самостоятельно по своему замыслу выполнить узор на полоске (закладка в книгу, на вазе, на кувшине, вырезанные из бумаги. Для каждого занятия важно продумывать разные цвета и оттенки.
После показа воспитателем дети сразу должны делать так же. У детей остается впечатление от показа, но и ощущение движения – плавность, ритмичность, быстрота, размах.
Если учим рисовать дугу, то нужно выбрать образец, где дуга повторяется много раз.
Пользуемся палитрой для получения светлого тона или другого цвета или оттенка.
С детьми в старшей группе учим и закрепляем цвета: фиолетовый, голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый.
В подготовительной группе учим детей планировать работу: сначала подумать, представить будущий рисунок, а затем начинать рисовать. Учим более сложным узорам на предметах разной формы. Используются различные материалы – глина, дерево, стекло, ткань, пенопласт (это уже декоративно-прикладной характер в рисовании).
Воспитатель показывает не только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и предметы искусства.
Ребенок должен научиться свободно владеть карандашом, делать плавные повороты линий для рисования завитков в вертикальном и горизонтальном положении. Тонкие линии рисуем концом кисти. Кисть руки лежит спокойно – как при письме.
Основные технические навыки в рисовании должны быть приобретены детьми в старшей группе. Поэтому сейчас главное внимание воспитатель обращает на свободное, самостоятельное владение разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками.
В декоративном рисовании воспитатель сначала выясняет, что общего в узорах и что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого создаются узоры по замыслу.
Осенью вводятся элементы осенней природы (листья, ягоды). Если это круг или многоугольник, то в центре основной узор (ветка с ягодами и листьями, а по краю маленькие листья или отдельные ягоды.