Котова Ирина Сергеевна
Организация экскурсий для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсии расширяют и углубляют знания детей, полученные на обычных занятиях, в играх и в повседневной жизни. На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. На экскурсии дети собственными глазами видят предмет исследования, разглядывают его в деталях, со всех сторон, могут потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Полученные знания таким способом запоминаются гораздо лучше.
По содержанию экскурсии можно разделить на 3 вида:
Публикация «Организация экскурсий для дошкольников» размещена в разделах
• природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (магазин, аптека).
. праздничные экскурсии (цирк, театр.)
Экскурсии на природу целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Необходимо определить цели экскурсии. Организуя экскурсию воспитатель основывается на требование программы и особенности окружающей местности.
Намечая место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к объекту – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать, подготовка детей начинается с сообщения воспитателя о цели экскурсии. Воспитатель актуализирует представления детей о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Необходимо обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
Хорошо привлечь детей к подготовке экскурсии, что способствует формированию у них познавательного интереса.
Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Оборудование должно находиться в определенном месте.
Методика проведения экскурсий включает в себя :
- вводную беседу;
- наблюдение (коллективное, индивидуальное) :
- сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
На месте экскурсии, следует в краткой беседе напомнить детям о ее цели, дать осмотреться.
Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Беседы познавательного характера, из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями. "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д.
Игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление детям возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. «Осторожно, муравей», «Все птицы любят тишину», «Помоги цветочку», и др.
Следует использовать вопросы, побуждающие детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природного материала, причем сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя.
В свободное время проводятся подвижные игры и игровые упражнения на развитие речи, сенсорного восприятия. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Чей листок», «Раз, два, три, к ели беги!»).
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель.
Экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, уточнить какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, будут побуждать любить и оберегать окружающую среду.
Таким образом, экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО) :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
Образовательной области «Речевое развитие»
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Работа после экскурсии должна быть направлена на углубление, систематизацию и обобщение полученных знаний, приобретенных детьми, на укрепление и дальнейшее развитие их кругозора, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, которые могут быть реализованы в играх, на занятиях по рисованию и лепке, по развитию речи и ознакомлению с окружающим в наблюдениях, которые проводятся как в природе, так и в повседневной жизни. После экскурсий дети полны впечатлений, положительных чувств и эмоций.
Дети на экскурсиях учатся правилам поведения в разных ситуациях, я в транспорте, в общественных местах: музее, в театре, на природе. Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий уже легче, позднее эти правила станут привычными. У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе. Дети становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях. И им проще наладить общение с незнакомыми людьми.
Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве.
Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение. В обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается детьми надолго.