Сария Куреева
Организация экологической тропинки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План
1. Понятие «экологическая тропа».
2. Цель создания.
3. Специфика создания экологической тропы для дошкольников.
4. Методические рекомендации по созданию экологической тропы в ДОУ :
-объекты экологической тропы (уже имеющиеся на территории ДОУ и что можно создать искусственно, их значимость в познавательном развитии воспитанников;
Публикация «Организация экологической тропинки в ДОУ» размещена в разделах
-протяженность экологической тропы;
-план тропы, оформление, содержание;
-привлечение родителей и детей к созданию и оформлению экологической тропы.
5. Перспектива создания экологической тропы в нашем ДОУ.
Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы – учебного специально оборудованного маршрута на природе.
Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Создание экологической тропы для дошкольников имеет свою специфику. У большинства детских садов нет возможности организовать тропу в естественных условиях с соблюдением всех правил создания подобных троп. Единственный выход в этом случае – организация экологической тропы на своей территории. Причем такую тропу правильнее называть «экологической тропинкой». Это отражает и возраст детей, для которых она предназначена и ее масштабы по сравнению с настоящими тропами.
Согласно существующим рекомендациям тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов. В условиях детского сада такое разнообразие следует создавать искусственно. Можно сформировать на тропе фрагменты естественных сообществ, характерных, прежде всего, для вашей местности. У вас может быть лесной, степной и луговой уголки, где дети смогут познакомиться с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга.
Чем больше разнообразия растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном, беспозвоночных, так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания
Перед тем как выделить места для посадки различных сообществ, следует обследовать территорию детского сада, выделив наиболее влажные и более сухие. Тем самым вы определите, где лучше всего условия подходят для степных растений (открытые сухие места, для лесных (затененные, более влажные места).
При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями это даст положительный эффект и познавательной и с эстетической точек зрения.
На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов и мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях и объяснить круговорот веществ в природе. Для этих же целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка
На тропе должны быть небольшие возвышения, что разонообразит условия произрастания растений, позволяет организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также могут украсить тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных. Особенно насекомых, улиток, а может быть и ящериц.
Традиционно ДОУ выделяют участки для посадки «лекарственных» растений. По возможности создать надо условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым мы создадим «живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти :
растения-часы –«цветочные часы»
растения-барометры – «цветочные барометры».
На экологической тропе должны быть представлены разные жизненные формы растений:
-деревья
-кустарники
-травы
-лианы.
Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, т. е. создать сад «непрерывного цветения».
Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, ее не нужно уничтожать. Она также может войти в состав тропинки, как одна из видовых точек. На примере сорных растений можно объяснить многие биологические особенности растения, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке может быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы сможете наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Одним словом, объекты тропинки должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться к тому, чтобы все на тропе выглядело идеально :
-убирать осенью сухие листья;
-выкорчевывать старые деревья;
-уничтожать абсолютно все сорняки.
Экологическая тропинка – это не клумба!
Наша задача – чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий – максимальное как и в природе.
Длина тропинки может быть разной в зависимости от размеров участка ДОУ и разнообразия условий на нем.
Выделив интересные объекты тропинки, пронумеруйте их, дайте каждой точке названия, например. «Дуб» - точка № 2, «Лес» - точка № 3 и т. д.
Затем надо составить план тропы и выполнить его в цвете на большом листе бумаги.
План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала.
К выбору объектов, оформлению тропинки хорошо бы привлечь и детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы ладим возможность детям почувствовать свою причастность к организации тропинки, они будут по-особому к ней относиться, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям на тропе.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличке должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Можно использовать символы и рисунки.
Можно придумать «хозяина тропинки», например, сказочного лесного человечка «Боровичка», как предлагается в данном материале.
Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит га роль «хозяина тропинки» наиболее интересный персонаж.
Этот персонаж будет помогать вам проводить занятия по тропинке, его можно изобразить на всех табличках, но особенно на начальной точке (где он встречает ребят) и на последней (где он их провожает).
На трое можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропинки можно цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например:
рисунок охраняемого объекта растения – красный кружок
лекарственного – зеленый
пищевой – синий.
Литература:
*Журнал «Дошкольная педагогика» № 5 – май- 2013 год
О. А. Никифорова «Экологическая тропинка в ДОУ»
* Н. А. Рыжова «Учебно-методический комплект по экологическому воспитанию дошкольников «Наш дом – природа» - «Я и природа».
*Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» - № 5 – 2008 год
Н. Б. Степина «Экологическая тропа как элемент развивающей среды»