Ольга Белянцева
Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении почв, недр земли, океанов, рек и озёр, подземных вод, гибели растительности и животных, разрушении озонового слоя, химическом отравлении атмосферы, климатических изменениях, глобальном потеплении климата и многом другом.
Публикация «Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы» размещена в разделах
В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическая культура должна «пропитать» каждого из членов общества, стать его внутренним убеждением. Наиболее эффективно формирование экологической культуры происходит именно в раннем возрасте. В связи с этим важную роль играет работа по формированию экологической культуры у дошкольников.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой - ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Экологическая тропа создается, прежде всего, для детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет детям с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы дает возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания, но и принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт дошкольников. У юного поколения вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Широко известно, что К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор в умственном развитии, считая, что логика природы – самая доступная для понимания детей логика. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.
Очень важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, мог бы самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с ними.
Очень часто можно слышать, что нет средств для организации экологических троп. На самом деле это не такое уж затратное дело. Если на дворе детского сада растёт с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, можно организовать множество коротких экскурсий, с помощью которых дети добудут новые знания.
Работу по созданию экологической тропы лучше всего начать с подготовки небольшой группы добровольцев – организаторов, помощников воспитателя и родителей. К работе по проекту можно привлечь родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо хотелось бы обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребенка.
Для начала нужно придумать оригинальное название нашей экологической тропы. Естественно разнообразных версий было очень много, но остановиться мы решили на таком - «Тропинка в родную природу».
Следующим этапом было для нас поставить общественно значимые цели, задачи и определить объем работы для реализации данного проекта. Затем наметили линию маршрута экотропы, выделили на маршруте наиболее интересные места и объекты, выбрали главные станции на тропе, на которых будут раскрываться ведущие темы экскурсии. После того как был выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, мы организовали конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. Авторы лучщих работ были поощрены благодарностями.
К выбору объектов и оформления тропинки были использованы некоторые предложения и идеи детей. Это даёт почувствовать ребёнку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по-особенному относиться к ней, считать своей и проявлять большую заинтересованность к занятиям.
Следующий этап - составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов.
Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропы». Паспорт содержит карту- схему тропинки с указанием изучаемых объектов, здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам и приводится необходимая для педагога информация.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы.
При организации экологической тропинки на территории детского сада мы придерживались главного принципа – как можно больше разнообразия. В качестве видовых точек были выбраны деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Каждый раз все точки посещать не обязательно. В разное время можно посещать разные объекты, даже одну точку за прогулку.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.