Елена Валерьевна Скворцова
Консультация «Организация работы по созданию экологической тропы и использованию в работе с дошкольниками и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы по созданию экологической тропы и использованию в работе с дошкольниками и родителями»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 Г. ТОМСКА
Консультация
«Организация работы по созданию экологической тропы и использованию в работе с дошкольниками и родителями»
Подготовили: воспитатели
Кологривова Елена Николаевна
Публикация «Консультация „Организация работы по созданию экологической тропы и использованию в работе с дошкольниками и родителями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Скворцова Елена Валерьевна
Томск 2018г.
Консультация «Организация работы по созданию экологической тропы и использованию в работе с дошкольниками и родителями»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросом экологического образования.
Территория сада – важная составляющая образовательного пространства. От того, насколько ухоженной, красивой, зависит настроение детей, содержание их деятельности на прогулках. Благоустройство территории детского сада – актуальная проблема. ФГОС дошкольного образования обозначил новые требования к развивающей предметно – пространственной среде и ее содержанию. Она должна побуждать дошкольников к деятельности, развивать воображения и самостоятельность.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы : экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Создание экологической тропы.
В экологическую тропу входить такие объекты как:
1. Участок леса: туда входит типичные для данной местности деревья и кустарники, что поможет детям показать многообразие растительного мира. На нашем участке леса располагаются такие деревья и кустарники (акация, дерен, клен, сосна, низкорослая рябина, дуб, шиповник)
2. Клумбы с цветами: это объект изучения, исследования находится по всему периметру детского сада: там посажены многолетние цветы и однолетние, которые приходится выращивать из семян.
3. Огород это важный объект на экологической тропе.
Как это делалось.
Работа началась весной. Производилась посадка деревьев и кустарников. Зона где посажен шиповник выбрана неспроста, а для безопасности детей, так как, расположен погреб. Сам путь по экологической тропе выложен деревянными дисками, чтобы дети могли идти по ним, или на оборот огибать их. Деревья (дерн, акация, и сосны) посажены вдоль забора. Дуб, клен и кустовая рябина высажены вокруг шиповника. Вдоль спортивной площадки посажен папоротник. Пройдя этот путь мы приходит в огород. Тут мы видим не только посаженые деревья, кустарники, овощи но и сказочное оформление. Паутина с паучками, муравейник с муравьями. Грибы в хвойном лесу.
Создание огорода и вся последующая работа с ним позволяет не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые умения и навыки, но и знакомит детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития.
Огород представляет собой небольшой участок, на котором располагается 4 грядки, каждая из которых огорожена досками, чтобы почва не осыпалась. Для эстетического вида, каждая грядка была окрашена в яркие цвета. Между грядками расположили тропинки, чтобы дети могли свободно перемещаться на огороде, иметь доступ к посадкам. Огород получился общий для всех групп детского сада. Такая планировка даёт возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов в посадках.
2 Что делали.
Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять задолго до посадок на огороде. В феврале-марте на занятиях мы знакомили детей с внешним видом и строением семян, высаживали овощные культуры для дальнейшего ухода и наблюдения за растениями. Для этой цели подготовили специальный инвентарь и оборудование: ящички для высадки рассады, рабочие инструменты, фартуки. Все посадки оформили в
виде небольших по объему, но ёмких по содержанию сюжетных огородов на окне.
Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные
перышки лука. Дети с удовольствие ухаживали за своими «грядками» : поливали, рыхлили землю и в результате получили ценную витаминную добавку к обеду.
Работа в огородах на окне продолжалась до самого лета: сначала выращивали зелень, а затем овощную и зеленую рассаду для посадки в
открытый грунт. Для выращивания с детьми на огороде детского сада выбирали культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.
Из овощных культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква, кабачок, корни и клубнеплоды (морковь, свёкла, бобовые (горох, капустные (капуста белокочанная). Из зеленных культур использовали такие как салаты, укроп, петрушка, высадили отдельно в виде небольшой горки, которая оживила площадку и привлекла внимание детей перспективой выращивания зеленых витаминов.
Организация работы с детьми
Работа на экологической тропе позволяет решать задачи всех образовательных областей в интеграции.
1. Социально-коммуникативное развитие
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
• Примеры (д/и собери растения, что за чем) (сюжетно-ролева игра на даче) (беседа по безопасности)
2. Познавательное развитие
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений объектах окружающего мира,
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
• Примеры (рассматривание семян, рассматривание насекомых через увеличительное стекло)
3. Речевое развитие
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• пример (чтение стихов, рассказов, загадок, пословиц и т. д.)
4. Художественно-эстетическое развитие
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
• пример (лепка, аппликация, рисование, исполнение песен)
5. Физическое развитие
• приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
• развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
• пример (народные игры, подвижные игры, беседы о здоровье)
3 Что планируем сделать
1. Около хвойных деревьев, посадить голубую ель и лиственницу, имеющую сходство с лиственными и с хвойными деревьями.
2. Устроить фитоогород – посадить лекарственные травы (зверобой, мяту,
подорожник, календулу, мать и мачеху и др.)
3. Около белых акаций можно поставить макеты ульев и рассматривать насекомых (пчелы, осы, шмели, бабочки) - это тоже объект для наблюдения детей.
4. Хорошем объектом экологической тропы являются места, посещение птицами: для этого были повешены кармашки и установлен скворечник.
5. Площадка для отдыха – это где дети могли бы отдохнуть после прогулки, обсудить что они узнали или исследовали, даже можно зарисовать объекты экологической тропы, изготовить поделки, поделиться впечатлениями.
Для дальнейшего процветания огорода на следующий год планируем следующие мероприятия:
1. Огород необходимо украсить декоративными элементами: сказочный персонаж Феклуша, выполняющий роль «зазывалки» на огород, изготовить по принципу огородного пугала;
2. над грядками сделать летающих бабочек, жучков, между грядками пустить ползать гусениц
3. установить укрепленные таблички-указатели с изображением овощных культур.
4. Для детей младших групп грядки установить рядом с игровой площадкой, так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой.
5. Организовать рядом с огородом «зеленый островок» (стол, скамейки, карандаши, бумага, трафареты и т. д. для лучшей организации опытно – экспериментальной работы)
6. Оборудовать специальные шкафы для хранения инвентаря: складывать носилки, грабли, лопатки, рыхлители, лейки и т. д.
7. Для более экономичного использования воды приобрести специальные емкости (бочки, ванночки и т. д.). Откуда дети будут самостоятельно брать воду ведрами и лейками
8. Для закрепления культурно – гигиенических навыков детей оборудовать умывальники и вешалки для одежды (дети умываются, переодеваются после работы с землей)
9. Для работы на огороде составить график трудовой деятельности.
10. Весной за каждой группой закрепить свой вид культуры, которую они в группах выращивают сначала в огороде на окне, изучают и результаты наблюдения фиксируют в дневниках. В дальнейшем подросшую культуру высаживаются на огород, где происходит наблюдение ростом и развитием до сбора урожая. Это делается для того, чтобы на огороде была возможность вырастить большое количество растений и избежать повторов.
11. Итог работы : праздник урожая для всех детей детского сада.
Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория сада предоставляет для этого большие возможности: на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней. Каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования. Организовать прогулку с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение. Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу поможет экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности.