Кандрашина Галина
Организация экологического пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экологического пространства в ДОУ
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас.
Публикация «Организация экологического пространства в ДОУ» размещена в разделах
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен уметь вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Работа по экологическому воспитанию должна начинаться с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
Компоненты системы экологического воспитания в ДОУ:
-оценка окружающей среды;
-РППС в экологическом направлении;
-координация работы по экологии с другими учреждениями и школой;
-сотрудничество с коллегами по экологическому воспитанию;
-экологическое просвещение родителей;
-различные виды деятельности по экологии.
Формы и методы работы
1. Циклы наблюдения за растениями и животными в центре природы и на участке
2. Целевые прогулки
3. Экскурсии
4. Игровые обучающие ситуации и с использованием игрушек, кукол, литературных персонажей.
5. Экологические занятие.
6. Игры экологического содержания.
7. Спортивно-экологические праздники
8. Театрализованные представления.
Методика формирования экологической культуры должна учитывать психологические особенности детей и хорошее оснащение РППС для экологического воспитания детей.
Для этого прежде всего необходимо правильно организовать в групповой комнате центр природы. Его наполняемость состоит из: Дерева времен года, календарь погоды, изготовленный ландшафт (горы, низменность, пустыня, степь, водный мир, разнообразные комнатные растения (декоративные и цветущие, лаборатория (материал для наблюдения и элементарных опытов).
Разнообразие предметно-пространственной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, помогает использовать в работе самые разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомлением экосистемы на территории садика, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсии, работу с календарями.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями.
Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок.
Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Планирование занятий подчинено сезонному принципу, каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.
Также нельзя обойтись и без книг. Они расширяют знания и представления ребенка, приводят знания в систему. Необходимо создавать мини-библиотеки, в которых собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии, журналы и т. д.
Совместно с инструктором детского сада рекомендуется составить перспективный план эколого-оздоровительной работы. В план включаются занятия по физкультуре, оздоровительная лечебная гимнастика, закаливание, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики простудных заболеваний, плоскостопия и др.
В особую группу задач эколого-оздоровительной работы следует отнести воспитание у детей нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме).
Важным аспектом в данной работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей, акции, мероприятия, праздники.
Экологическое воспитание должно сопровождаться диагностикой детей, изучается: наличие у детей интереса к природе, наличие у детей стремление принять участие в уходе за животными и растениями, наличие элементарных знаний о жизни растений и животных.
Занимаясь вопросами экологического воспитания с детьми необходимо сделать это обучение интересным и увлекательным. Все занятия проходят в игровой форме. Используется наглядный материл, пособия.
Список литературы:
1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. : Просвещение, 1973.
2. Киреева, Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. -Волгоград: Учитель, 2008.
3. Мазурина, А. Ф. Наблюдение и труд в природе. -М. : Просвещение, 1976.