Светлана Барышева
Организация экологически развивающей среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Человек — часть природы
2. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
3. Основные задачи воспитателя
4. Задача экологического образования-организация развивающей предметной среды.
5. Развивающая среда в нашей группе.
6. Аннотированный список информационных источников по экологической среде с ДОУ с 2008-2012 гг.
Публикация «Организация экологически развивающей среды в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
7. Словарь экологических понятий.
8. Список используемой литературы.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство
Основные задачи воспитателя:
1. Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.
2. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
3. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:
-наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы;
-использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);
-работе с родителями, т. к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.
Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Пути реализации:
-разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;
-создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;
обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.
Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.
Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.
Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять: экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
- экологическое просвещение родителей;
- подготовку и переподготовку кадров;
- оценку окружающей среды;
- координацию с другими учреждениями.
Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны методиста и руководителя помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся виден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.
В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.
Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.
Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. В некоторых садах отмечали, что быстро проходит адаптация вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.
Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон.
В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т. д.)
Разнообразие
Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т. д.)
Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.) Безопасность.
Развивающая среда в нашей группе.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.
Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В. А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.
Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; стенд для детского творчества.
Наличие учебной (интеллектуальной, игровой (творческой, бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе и спальне выкрашены в жёлтый цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей и способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.
Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне соответствуют росту детей младшего дошкольного возраста. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.
В учебной зоне размещены: центр творчества, уголок природы, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.
Работы детей мы размещаем на доске с помощью магнитов, в раздевалке на стенде творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной доске.
Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в стеллаже, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных игрушек. Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, типичных для нашего района, настольная игра «Животные степи», фигурки животных).
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
Игровая зона находится с левой стороны группы.
Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, деревянные полки, мягкая мебель).
Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
Например, для девочек есть гладильная доска, утюги, куклы, пупсы, ванночка для мытья кукол, парикмахерская; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники, железная дорога и автомобильная дорога.
Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, передвижные полки. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Создавая нашу развивающую среду, я постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Аннотированный список информационных источников по экологической среде с ДОУ с 2008-2012 гг.
Книги.
1. 74.102.14 С 32 Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с.
Статьи.
2. Бобылева Л. К природе - с добротой : экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Миленски И. Н. Проблемы игры в болгарской дошкольной педагогике / Миленски И. Н. // Современный детский сад. - 2008. - № 8. - С. 55-59.
4. Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
5. Федорова Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р. // Современный детский сад. - 2010. - № 3. - С. 19-22.
6. Габитова А. А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования / Габитова А. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
7. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.
8. Магурина М. И. "Знатоки природы" : квн : подготовительная к школе группа / Магурина М. И. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 69-72.
9. Шарманова С. Б. Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения / Шарманова С. Б. Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.
10. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
11. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К. // Современный детский сад. - 2008. - № 8. - С. 49-54.
12. Вдовиченко С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
13. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.
14. Афимьина В. Маленькие экологи / Афимьина В. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 47-52; .№ 5. - С. 54-58.
15. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников / Поломошнова О. Ю. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
16. Минина Л. В мире цветовой экологии / Минина Л., Фильцина Г. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 85-91.
17. Королева И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе / Королева И. А. // Современный детский сад. - 2008. - № 5. - С. 56-62.
18. Дитя природы : [общение с природой в детском саду]// Обруч. - 2008. - № 4. - С. 3-5.
19. Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду / Ефимова Е., Смирнова В. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 23-29.
20. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 46-52.
21. Виноградова Н. А. Е. Н. Водовозова о проведении экологических наблюдений и опытов : классика - современникам / Виноградова Н. А., Микляева Н. В. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 74-83.
22. Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.
23. Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н. // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 33-37.
24. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / Николаева С. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-45.
25. Иванова Г. "Водичка, водичка, умой мое личико!" : экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики / Иванова Г., Курашова В. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 111-114.
26. Николаева С. "Я лесной Колобок - колючий бок" : народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей / Николаева С. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 53-61.
27. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников / Аксенова П. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 62-65.
Воспитание экологической культуры.
28. Шинкарева Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
29. Григорьева А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.
30. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
Проектная и исследовательская деятельность дошкольников.
31. Лысенко В. Д. Экологическая альтернатива : проект "Елочка - зеленая иголочка" / Лысенко В. Д. // Начальное образование. - 2008. - № 4. - С. 24-30.
32. Гребень Е. Дизайнерские проекты / Гребень Е. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 5. - С. 97-102.
33. Йозова О. Дети экспериментируют : [исследовательская деятельность детей в экологическом воспитании] / Йозова О. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 64-70.
34. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А. // Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
35. Морозова Л. А. Картошка - наша гордость : [экологический проект] / Морозова Л. А. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 44-51.
Игра в экологическом воспитании дошкольников.
36. Богданец Т. П. Экологические игры для дошкольников / Богданец Т. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 84-89.
37. Богданец Т. П. Как развивать экологическое мышление в игре / Богданец Т. П. // Современный детский сад. - 2008. - № 7 - С. 25-28.
38. Богданец Т. Игры и экология / Богданец Т., Газина О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 30 - 43.