Сюзана Шартан
Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптации ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптации ребенка к детскому саду»
Подготовила
педагог-психолог :
Шартан Сюзана Арамбиевна
Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. Наша главная задача – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней.
Публикация «Организация взаимодействия педагога-психолога ДОУ с участниками образовательного процесса в период адаптации ребенка к ДОУ» размещена в разделах
Работа по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строится по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и педагогами. И собственно проведение периода адаптации.
Работа с родителями
1. Просвещение родителей по вопросам адаптации начинается с первого прихода их в детский сад. В фойе ДОУ они могут ознакомиться с выставкой, на которой находится материал, как для родителей, так и для детей:
“Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям” - это папка с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
Книжка «Зайка идет в детский садик», «Я иду в детский сад» сделанная в форме папки, читая ее, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;
“Мы ждем тебя” – папка с фотографиями из жизни детского сада. В начале альбома родителей и детей встречает сказочный герой, от лица которого идет знакомство и путешествие по страницам. Она знакомит с детьми которые уже ходят в детский сад, с интересной и разнообразной жизнью, которую они там проводят.
Информационные листы-памятки с кратким материалом “Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким”, “Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду” и «В детский сад без слез». Эти листы родители могут взять с собой.
Материал выставки пользуется большой популярностью у родителей
2. Как только ребенок зарегистрирован в детском саду, родители приглашаются вместе с ребенком на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ.
Консультация имеет три цели:
В ходе беседы и заполнения карточки на ребенка собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения.
В ходе беседы и заполнения анкеты собрать информацию о ребенке : выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, и на основании этого родителям даются рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив.
Так же проводится мини-консультация по вопросу, что такое адаптация и факторы, от которых зависит ее течение.
Еще одной важной целью встречи является формирование у малыша положительных ассоциаций, связанных с детским садом (пока проходит беседа с мамой, ребенок имеет возможность поиграть яркими, красочными, разнообразными игрушками, которые имеются в кабинете).
Опыт работы показал, что изучение ребенка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
3. На групповом собрании, мы еще раз объясняем родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуем:
заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы совершить предварительное знакомство;
договориться о времени, когда можно будет прийти в группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду навечно не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что “его бросили”, когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Работа с воспитателями
Старший воспитатель ДОУ и педагог-психолог совместно выстраивают работу с воспитателями групп раннего возраста, которые будут набирать детей:
1. Составляют планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доаптационный и адаптационный период
2. Проводят дискуссия по вопросам адаптации.
Цель дискуссии: выявить имеющиеся знания у педагогов по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни, пропагандировать лучший опыт и новые подходы к адаптации малышей.
В процессе дискуссии с воспитателями обсуждаются следующие вопросы:
Адаптация, что этот такое?
Виды адаптации;
Приемы, облегчающие адаптацию;
Признаки того, что ребенок адаптировался.
Данная форма работы показывает, что воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении данных вопросов. При моделировании педагогами разных ситуаций, игровых моментов и т. д. педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.
В конце дискуссии воспитателям раздаются памятки по “Организации щадящего режима в период адаптации”
3. Старший воспитатель, психолог и воспитатели совместно пересматривают оформление групп и готовятся к приему новых детей.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, поэтому большое внимание уделяется оформлению раздевалки.
В групповом помещении так же происходит переоборудование всех зон, и основная цель - сделать помещение наиболее уютным, домашним и привлекательным для детей
Продумываем место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Готовится подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания
Адаптационный период.
В своей работе с детьми мы считаем главным принятие ребенка таким, каков он есть и тесное сотрудничество с семьей.
За день до прихода ребенка в детский сад я передаю воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком.
Я всегда рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку и небольшие семейные фотоальбомы.
Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка.
Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка воспитатели ежедневно беседуют с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям.
Такая совместная работа педагогического коллектива детского сада в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.
Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.