Наталья Окулова
Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация воспитательно - образовательного процесса с детьми раннего возраста.
В настоящее время с в связи с социально – экономической ситуацией все больше молодых матерей вынуждены отдавать своих детей в ясли. Воспитатели и сотрудники образовательного учреждения должны обладать специальными навыками и специальной подготовкой, чтобы создать все условия для таких детей. Ведь многие методы и приемы, подходящие для детей дошкольного возраста совершенно неэффективны и даже вредны для детей, не достигших трехлетнего возраста. Перед тем, как организовывать воспитательно – образовательный процесс с детьми раннего возраста, воспитателю важно самому разобраться во многих вопросах. Например: Кто такие дети раннего возраста? Какие у них есть особенности? С чем мы сталкиваемся, когда к нам приходят такие дети? Кратко остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми., которые важно знать для организации воспитательно – образовательного процесса. Отличительная особенность ребенка раннего возраста это ситуативность. Из опыта, могу сказать - вся жизнь, все радости и огорчения происходят здесь и сейчас. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно – типичная черта ребенка раннего возраста. Воспитателю надо научиться понимать, что движет ребенком, почему он такой, чтобы правильно организовать свою деятельность. Только к трем годам поведение ребенка становится белее независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации. Это происходит во многом благодаря развитию речи. Дети раннего возраста много понимают, но сказать могут меньше. Ребенок, которого отдали в детский сад в раннем возрасте попадает в социальную среду, где ему надо объясняться со своими сверстниками, со взрослыми, так, чтобы его понимали не только родители, т. е. идет стимулирование к коммуникации и развитию речи. Лучшее средство – постоянные разговоры, чтение книг, песенок. Что будет с ребенком, который не слышит речь людей. Вспомните Маугли и других детей, которых воспитали животные. Этот пример четко показывает необходимость создания условия для коммуникации. В планах воспитателей детского сада игровые занятия на развитие речи должны быть предусмотрены ежедневно. Изучая этот вопрос провели с воспитателями семинар – практикум об эффективности использования фольклора (песенок, потешек, их значениив работе с детьми раннего возраста.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Следующий важный аспект - это предметная деятельность Она является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка. Дети раннего возраста активные исследователи. Каждый родитель, не понаслышке знает, что дети до 3-х лет большие исследовали, в них заложено такое бешеное количество энергии, что их можно назвать машинами по изучению окружающей среды, особенно тогда, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего его мира.
Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». (шарик –надо покатать, коробочку - скорее открыть открыт)
Поэтому в этом возрасте надо создать богатую и разнообразную среду: текстура, фактура, высоту свет, цвет.
Вопрос предметно - развивающей среды настолько тесно связан с воспитательно – образовательным процессом, что здесь надо говорить отдельно, это очень объемная тема. Мы с воспитателями проводили семинары по созданию и организации развивающей среды, много учимся, экспериментируем, делаем игры своими руками.
Еще один важный период в жизни ребенка раннего возраста – кризис. К трем годам у детей начинает формироваться способность саморегуляции. Он учится регулировать свои эмоции, свои действия, нам важно способствовать этому, давать такие игры и задания. Кризис трех лет, сейчас сместился ближе к двум годам. Он связан с позицией «Я сам» Надо удовлетворять эту потребность и в общении с ребенком и, особенно в создании окружающей предметной среды.
Воспитателю надо знать в какие игры и какими игрушками играть с такими детьми. Среди всех игр и забав малышей в раннем возрасте особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни.
В процессуальных играх ребёнок чаще всего отображает ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера, переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.) Наши воспитатели обязательно проводят соответствующую педагогическую работу на занятиях и в совместной деятельности.
Таким образом, к концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.