Жанна Макарова
Организация в ДОУ воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми и родителями по предупреждению ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении организована и систематизирована воспитательно-образовательная деятельность с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Еженедельно по плану педагогов проводятся тематические беседы с детьми по правилам дорожного движения, безопасному поведению на остановке, у автодороги, о правилах поведения в общественном транспорте, о труде водителя, о работе светофора, его назначении и значении сигналов. Также разработаны и проводятся плановые беседы с детьми в детском саду, во время целевых и тематических прогулок, на темы: «Где можно и где нельзя играть», «Пора, не пора – не ходи со двора», «Мостовая – для машин, тротуар – для пешехода», «Какие бывают машины?», «Волшебные полоски», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Твои помощники на дороге», «Правила для пешеходов», «Что такое перекресток?», «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города». Таким образом, уточняются знания детей об опасности игр у проезжей части, дети учатся предвидеть опасность в той или иной ситуации, происходит формирование представлений у детей о том, что знаки бывают запрещающие и разрешающие, дети знакомятся со знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
Публикация «Организация в ДОУ воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми и родителями по предупреждению ДДТТ» размещена в разделах
В соответствии с циклограммой воспитательно-образовательной работы, в дошкольных группах оформлены альбомы с иллюстрациями, фотографиями улиц родного города. В уголках по ПДД детям предложены дидактические игры, например игра «Светофор». Посредством игр о светофоре, у детей закрепляются представления о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах (красный, зеленый). Так же у детей пользуются большим интересом дидактические игры «Виды транспорта» (классификация и обобщение, игра «Нельзя-можно», «Разрезанные картинки», «Найди такой же знак», «Собери машину», настольно-развивающая игра «Внимание, дорога!», «Правильно веди себя на улице», «Найди ошибки пешеходов». В игре «Четвертый лишний» дети называют лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина; называют лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска; средство транспорта, не относящееся к общественному: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус; лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый. Дети активно играют в Лото «Дорожные знаки», игру «Говорящие знаки», в игру с мячом «Разрешается – запрещается». В игре «Узнай дорожный знак» на столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак. Очень эффективна в запоминании дорожных знаков игра «Объяснялки», дети увлеченно играют в нее. Игра заключается в следующем. Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка первой команды и называет слово, которое ребенок будет объяснять своей команде, не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам, ( например: автобус - на нем ездят люди на работу или в гости, он бывает под разным номером). Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.
Изображения дорожных знаков, иллюстрации с загадками, с различными ситуациями на дороге, на улице города располагаются в групповых уголках «Безопасности», либо в уголках «ПДД».
У детей так же вызывает интерес игра в слова. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору, если слово относится не к светофору, тогда топаем, объясните свой выбор (три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода). Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье. Мы учимся составлять рассказы, с помощью картинок. Например, педагог предлагает детям составить рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, школа. Важно отметить, что дети любят слушать и петь песни на тему дороги, путешествий, дорожных знаков, например песню «Наш город» (муз. Тиличеевой Е., сл. М. Кравчука).
Знания о ПДД мы закрепляем с детьми во время целевых прогулок, еженедельно совершая тематические экскурсии по городу: «Знакомство с улицей», «Научимся правильно ходить по тротуару». Целью экскурсий является закрепление правил пешеходного движения по тротуару, организация условий наблюдения детей за людьми, переходящими дорогу на пешеходном переходе; ознакомление детей с правилами юного пешехода, правилами поведения на остановке пассажирского транспорта; определение опасных участков на пешеходной части улицы; тематические прогулки к светофору «Наблюдения за светофором», закрепляя знания детей о работе светофора, знакомя детей с назначением его сигналов, закрепляя правила перехода через проезжую часть.
Во время прогулок, дети самостоятельно играют на участке детского сада, например в строительную игру «Построим улицу». Воспитатели создают мотивацию для закрепления знаний детей о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар и обочину. Дети учатся «водить» машины, не сталкиваясь друг с другом, получают знания о светофоре во время игры. В игре закрепляются первичные представления о специальных местах для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта: остановке общественного транспорта. Знания, полученные в беседах и наблюдениях на прогулке, отражаются, в подвижных играх детей, например «Цветные автомобили», «Стоп, машина!», «Пешеходы и автомобили», «Найди свое место», «Воробышки и автомобиль» и др. В проводимых играх у воспитанников закрепляется умение различать цвета, дети учатся действовать в соответствии с сигналом, развивают свое внимание.
Во второй половине дня, вечером, дети с интересом играют в сюжетно-ролевые игры, например в игру «Автосалон». Воспитанники учатся давать описание машине, пользуясь планом, предложенным воспитателем. Так же дети играют в сюжетно - ролевые игры «На дорогах города», «Поездка в автобусе», «Шоферы», «Пешеходы и водители», «На улицах города» и «За городом». Здесь закрепляются знания детей о правилах дорожного движения, знакомство с новой ролью - регулировщик, воспитывается выдержка, терпение, внимание на дорогах. Так же закрепляются правила поведения в автобусе, правила при входе и выходе из него, уточняются представления о работе водителя, кондуктора; дети учатся культуре общения, расширяют свой словарный запас с помощью воспитателя, закрепляются навыки безопасного поведения на улице, умение использовать в игре, постройки из строительного материала; закрепляются дорожные знаки - железнодорожный переезд со шлагбаумом, и без шлагбаума. Так же дети обыгрывают ситуацию «Обходи транспорт правильно». Предварительно рассматривая внимательно картинку. Как ты думаешь, почему, переходя дорогу, автобус и троллейбус обходят сзади, а трамвай – спереди? Следуя подсказкам, найди правильные карточки.
В сюжетно-ролевой игре «Моя семья», отражаем ситуации с опасными играми на тротуаре и проезжей части, «Велосипед и ролики», «Гуляя с собакой», «Такси», «Ожидание автобуса на остановке». Таким образом, педагоги закрепляют представления детей о том, что, проезжая часть и тротуары - не место для игр, развивая сюжет игры, дополняя постройку макетами дорожных знаков. В сюжетно-ролевой игре «ГИБДД» дети разыгрывают сюжет «Техосмотр автомобиля», упражняясь в самостоятельной организации игры, формировании коммуникативных навыков; формируются первичные представления о труде взрослых, роли автомобильного инспектора в жизни каждого водителя и пешехода. В сюжетно-ролевой игре «На станции технического обслуживания автомобилей» мы расширяем тематику строительных игр, знакомим с новой ролью - слесарем по ремонту автомашин.
В дошкольной группе дети играют в строительные игры, например, «Улица». Цель, которой состоит в закреплении знаний элементов улицы, обучение детей договариваться, кто, что будет сооружать, а затем объединять свои постройки, украшать улицы дорожными знаками, деревьями, развивать воображение и конструктивные способности.
Дети увлеченно рассматривают и раскрашивают изображения различных транспортных средств. Тем самым расширяются представления детей о многообразии транспортных средств, закрепляется обобщающее понятие «транспорт».
Так же педагогами проводится работа в книжном уголке, в группах оформляются выставки книг по ПДД, мультфильмов. Детям очень интересно слушать рассказы по правилам дорожного движения и беседовать по ним. Например, воспитанникам нравятся рассказы «Марта и Чичи идут в парк» с целью закрепления правил безопасности на дороге (Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки. Безопасность для малышей», В. Тимофеева «Для пешеходов», С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Дорохова «Перекресток», сказка Е. Рейна «Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете!».
Мы учим наизусть стихотворения, например Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор». Читаем стихотворения, например А. Северный «Светофор», Б. Житков «Светофор», стихи Сергея Михалкова «Желтый свет», «Если свет зажегся». Отгадываем загадки по ПДД и рисуем отгадки, смотрим мультфильмы о ПДД «Девочка и светофор», «Перекресток» и др. Мы не забываем и об аппликации, отражая свои знания о безопасном поведении на дорогах, о правилах пешеходов, знания и представления об элементах улицы, в коллективных аппликациях «Город наш любимый».
Дети составляют рассказы на тему «Что я видел на улице, когда шел в детский сад», в результате у ребенка формируется положительное отношение к выполнению правил дорожного движения. В дошкольных группах педагоги пополняют «Картотеку игр по ПДД». В развлечениях с детьми по ПДД, например, «Приключение в городе дорожных знаков», КВН «Лучший пешеход» мы развиваем внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление. Воспитываем грамотного пешехода.
План работы педагога с родителями
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Сентябрь
1. Анкетирование родителей по ПДД.
2. Папка - передвижка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».
3. Привлечение родителей к сопровождению детей на целевую прогулку к светофору.
4. Рубрика родительского уголка «Это интересно» : «Из истории создания светофора».
Октябрь
1. Индивидуальная беседа, памятки родителям «Как воспитать правильное поведение у ребенка при пользовании общественным транспортом?».
2. Папка-передвижка «Мой товарищ Светофор».
3. Создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД, в подарок Светофорчику.
Ноябрь
1. Выставка детской литературы по теме ПДД.
2. Папка-передвижка «На тротуаре не играем!».
3. Конкурс «Придумай дорожный знак».
4. КВН «Знатоки Правил Дорожного Движения».
Декабрь
1. Памятка родителям «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
2. Папка-передвижка «Что нужно знать о детских удерживающих устройствах».
3. Акция - викторина «Автокресло – детям!».
4. Родительское собрание «Самый важный пассажир!».
Январь
1. Папка-передвижка «А у нас появился велосипед!».
2. Конкурс о безопасном поведении юных пешеходов «Безопасная сказка».
3. Буклеты «Безопасность на дороге».
4. Физкультурно-познавательный досуг с родителями и детьми «Азбука безопасности».
Февраль
1. Конкурс поделок «Специальный транспорт».
2. Папка – передвижка «Безопасность ребенка на улице».
3. Отгадывание кроссворда в приемной «Самый лучший пешеход!»
Апрель
1. Папка-передвижка «Безопасность в общественном транспорте».
2. Конкурс плакатов «В стихах о ПДД».
3. Детско-родительская познавательно-игровая программа «Красный. Желтый. Зеленый».