Мария Костяная
Организация уголка развития речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей.
Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Организация уголка развития речи в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности.
Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.
Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи речевого уголка
Возраст детей Задачи
1,5–3 года • Развитие речевого слуха.
• Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
• Обогащение активного словаря. • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
• Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
• Укрепление дружеский отношений внутри группы.
• Создание положительной мотивации к коллективной работе.
3–4 года • Развитие речевого дыхания.
• Совершенствование звуковосприятия.
• Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4–5 лет • Развитие артикуляционной моторики.
• Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
• Развитие диалогической речи.
5–6 лет • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
• Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
• Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6–7 лет • Развитие монологической речи.
• Развитие фонематического слуха.
• Подготовка к обучению грамоте.
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям. Не следует перегружать речевой уголок оборудованием.
Паспорт речевого уголка
Паспорт уголка в детском саду — это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.
Примерный шаблон паспорта речевого уголка :
• Название уголка, возрастная группа.
• Задачи уголка (кратко).
• Предметы мебели, количество.
• Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
• Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
• Дидактические и настольные игры.
• Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
• Картотека речевых упражнений и игр.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми : пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.
Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д.
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда, велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
• «Занимательная азбука» : к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
• «Азбука-лото» : карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
• «Калейдоскоп букв» : дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
• «Составь слово. Домино» : из карточек складывается изображение и его название.
• «Кто где живёт» : карточки со словами, животными и местами их обитания.
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие :
Артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.
Развитие дыхания Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т. д.
Развитие мелкой моторики Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т. д.
Звукоподражание Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.
Автоматизация звуков Мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.
Лексики и грамматика Предметные картинки по лексическим темам.
Развитие связной речи Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.
Подготовка к обучению грамоте Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах
Младшая группа - Уголок книги : 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т. к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учё том возраста детей:, песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.
- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,
- Картинки с простыми сюжетами и действиями.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
- Игрушки-телефоны.
- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».
- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.
- Трафареты, шаблоны.
- Игры для развития ручной ловкости.
- Картотека речевых игр.
- Открытки о родном городе.
Средняя группа - Уголок книги : 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.
- Открытки для рассматривания.
- Портреты писателей в соответствии с программой.
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»
- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.
- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.
- Игры для развития ручной ловкости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Открытки о родном городе, крае.
- Предметы быта и старины.
Старшая группа - Уголок книги : 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.
- Портреты писателей в соответствии с программой.
- Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике.
- Портреты художников-иллюстраторов.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».
- Азбука букв различной фактуры.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.
- Игры для развития ручной ловкости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т. д.)
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.
- Иллюстрации о памятниках и музеях.
- Карта России и родного края.
Подготовительная к школе группа - Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
- Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т. д.)
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».
- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.
- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
Как назвать уголок развития речи
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
• Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
• Названия с именем хозяина уголка : «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.
Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи : «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.