Татьяна Смолева
Организация сюжетно-ролевых игр дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка. «Игра не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем». [А. С. Макаренко].
Предложение игры детям.
В предложении игры детям основной задачей является возбуждение интереса к ней. Обычно используются игровые и не игровые приемы предложения игры. Приемы предложения игры детям:
- устное предложение игры;
-напоминание детям об играх, в которые они играли или наблюдали у других детей;
- беседа;
- совет воспитателя.
Игровые приемы предложения игры детям:
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр дошкольников» размещена в разделах
- демонстрация новой игрушки, атрибута;
- афиши, рекламные листовки, которые сообщают о предстоящем концерте, открытии магазина и т. д.
- игровые радиообъявления;
- стихи, заклички.
Например, такие заклички:
Собирайся, народ!
Кто со мной играть идет?
1,2,3 в круг ко мне скорей беги!
1,2,3,4, 5, будем мы сейчас играть!
Эй, народ, не зевай!
А со мной в игру играй!
Тай, тай налетай!
Кто будет играть?
В интересную игру, а в какую не скажу!
Много вас,
А я один открываю магазин.
Подходите, подходите!
Что хотите, то купите!
Кто со мной, тот - герой!
Строю пароход большой.
Дом есть, а мамы нет.
Подскажите в чем секрет.
Помогайте мне скорей!
Собираю всех друзей!
Отчего же дети плачут
Маму ищут – это значит!
Посмотрите, самолет собирает всех в полет!
Летчик есть и стюардесса!
Пассажирам много места!
Случается, что в ходе игры возникают конфликты между детьми, для решения которых можно использовать игровые способы их устранения. В этом нам придут на помощь небольшие стихи - мирилки. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры.
Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь.
Ну, а если подерусь,
В грязной луже окажусь.
Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Ссориться не будем.
Будем мы дружить.
Клятву не забудем,
Пока будем жить.
Ир-ир-ир-ир,
Наступил мир.
Ба-ба-ба,
Снова дружба.
Распределение ролей.
С помощью игровой роли можно увидеть истинный образ ребенка, его индивидуальные особенности. Необходимо учитывать, что, попадая в новую обстановку или игровой коллектив, ребенок может принимать не характерные для него игровые позиции. Истинное положение малыша в игровом сообществе может определяться при длительном общении ребенка со сверстниками.
При распределении ролей, можно выделить несколько подходов.
- Роль навязывается игровым коллективом или лидером группы дошкольников. Ребенок, подчиняясь мнению коллектива сверстников, берет на себя возложенную на него роль. Обычно, таким образом, достаются роли «ведомым» или «активным исполнителям». Но, случается, когда решению коллектива подчиняется ребенок, впервые попавший в игровой коллектив. В организации сюжетно-ролевой игры в группе, такое распределение ролей желательно использовать в том случае, когда воспитатели хорошо знают, кто является лидером в том или ином игровом коллективе и через него распределять дополнительные, эпизодические роли.
- Ребенок охотно берёт на себя ту роль, которая ему нравиться, соответствует его интересам. Чаще всего, это - лидеры, активные дети.
- Роль даётся тому, кто владеет каким-либо игровым атрибутом или костюмом. При распределении ролей в группе педагогу следует учесть, что наличие атрибута или «привязывает» ребенка к одной роли. Поэтому необходимо проводить игры, как с атрибутами и костюмами, так и без них, опираясь на воображаемую ситуацию.
- Роль достаётся демократическим решением коллектива. Такое распределение показывает, что в коллективе сложились устойчивые положительные межличностные отношение. Роль в этом случае достается по свободному выбору, в результате договорённости перед игрой или в результате случайного выбора (считалки, жеребьевки и т. д.).
- Ребенок получает роль в силу своих индивидуальных особенностей (самый ловкий, больше знает и т. д.). Распределение ролей один из важных моментов в детских играх и нуждается в соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Распределение ролей не должно зависеть от пола ребенка, возраста, его физических недостатков.
Учитывая, какая роль полезна для ребенка, воспитатель использует следующие приемы:
- Назначение на роль взрослым. Это можно использовать в том случае, когда воспитатель является равноправным участником игры.
- Назначение на роль через ребенка, который играет ведущую роль, лидера. Так, выбрав водящего, капитана, и т. д., педагог предлагает ему самому подобрать себе команду, участников, распределить роли.
-В случае, когда в одной и той же роли выразили желание участвовать несколько детей, выбор может произойти в результате каких-либо состязаний, соревнований. Так, например, воспитатель проводит конкурс «Кто больше отгадает загадок о какой-либо профессии». При этом одно из требований к проведению такого состязания является быстрое подведение итогов, для того чтобы соревнование не отвлекло детей от самой игры.
-При распределении ролей используются считалки, жеребьевки, очередность в выполнении роли в игре и т. д. При этом соблюдается демократичность выбора.
Завершение игры: Впечатление от игры зависит от ее окончания. Нежелательно использовать административное пресечение, окрик. Можно использовать сюжетный выход из игры. Например: «Магазин закрывается на перерыв, или до завтра». Помимо сюжетного выхода из игры, детей старшего дошкольного возраста можно заранее предупредить об окончании игры, и подвести итог.