Фание Гатауллина
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка, в которой он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. В игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Проработав с детьми не один десяток лет, наблюдая за ними, стала замечать, что современный ребенок стал не таким, какими были его сверстники. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в ДОУ.
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологическими достижениями – компьютерными играми. Они хорошо информированы, могут с нами рассуждать на взрослые темы, делать неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях.
И наблюдая за их играми в группе, я отметила, что они не могут принять решение в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут долго сконцентрироваться, на каком-либо занятии, рассеяны, не проявляют интерес к ролевым играм. У многих детей снижены воображение, творческая активность. Они нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.
Без сомнения большая часть детей нашей группы «технически» подкованы, легко справляются с электронными и компьютерными играми, но строят из строительного материала так же, как и их сверстники прошлых лет, ни в чем, не опережая их.
Поэтому, мы сделали вывод, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена. И поэтому считаем, что основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.
В нашей логопедической группе должен происходить прогресс в развитии диалогического общения. Например, в группе есть застенчивый мальчик Рома, для которого даже поздороваться большой труд, но когда разворачивается сюжет игры «Строительство» у него на глазах, мальчик сам себе выбирает роль, принимает активное участие в игре, поддерживает разговор с детьми, задает вопросы, доводит игру до конца. Наблюдая за такими детьми, мы сделали вывод, что именно в игре ребенок раскрепощается и решает свои трудности в общении. К тому же сюжетно-ролевые игры, позволяют нам лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности.
Для решения задач по социально-коммуникативному развитию (раздел сюжетно-ролевые игры) нами был разработал перспективный план на год.
Мы использовали технологии «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощекова, «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова.
Тематика игр совпадает с тематическими неделями, игры усложняются с учетом возрастных потребностей. Например, в подготовительной группе «рождается новая игра «Почта» «Гости», «Библиотека», «Пограничники», «Космонавты», «Школа». Игры с каждыми возрастными требованиями обновляются, дополняются, усложняются, переплетаются с ранее знакомыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествия», «Ателье», «Строительство».
В нашей группе создана благоприятная обстановка, имеется все необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры. Игровые зоны (по желанию детей) постоянно трансформируются. Большое количество оборудования и материала для сюжетно-ролевых игр сделаны руками взрослых (нами воспитателями и родителями). Обновление и дополнение происходит постоянно при подготовке сюжетно-ролевой игре. Например, сшили пелеринки для «Парикмахерской» из старых зонтов «голубую для девочек, и «серебряную» для мальчиков.
На НОД «Художественно-эстетич. Развитие» слепили торты для кондитерского отдела и конфеты из соленного теста для игры «Магазин». С помощью родительского комитета приобрели электронный светофор для сюжетно-ролевой игры «Школа», колбасные и хлебобулочные изделия дополнили прилавки игры «Магазин». Такое тесное сотрудничество с родителями дает нам возможность обогащать развивающую среду в группе. Все атрибуты к играм находятся в доступном для детей месте. Ребенок может свободно использовать их в игре. В нашей группе дети придерживаются таких правил – берегут игрушки, убирают на свои места.
При организации игры мы решали как выполнить поставленные задачи
• Какой путь выбрать? (схема №1, это может быть беседа на определенную тему, подводящую к замыслу игры
.
• Экспериментирование.
• Решение проблем.
• Знакомство с художественной литературой.
При организации игры обязательно учитываем индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относимся к каждому участнику игры, даем детям максимальную степень свободы и стараемся не подавлять их фантазию.
Наша цель – уметь начинать игру, заинтересовывать детей, направить в нужное русло. Готовые атрибуты не предлагаем. Дети сами решают с чем играть, готовят предметы заместители, нацеливаем их на то, что ролевые действия должны быть выразительными, что обеспечивается выполнением характерных движений – жестов, мимики.
Например, в роли мамы Юля демонстрирует, что мама ласковая, веселая, а другая девочка Алиса в этой же роли хмурая, строгая. При этом обе девочки выразительно исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные. Чтобы не было конфликтов мы предлагаем одной из девочек взять на себя роль бабушки в семье (при этом предлагаем девочкам посчитаться считалкой). Обычно конфликт тут же утихает.
В подготовительной группе игра становится самостоятельной деятельностью, после того, как у детей есть знания о данной игре, дети самостоятельно решают конфликты, возникающие по поводу игры.
Но роль воспитателя в руководстве игрой не заменима.
При планировании игры мы помним, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру (схема)
1. Выбор игры – изучив интересы детей, их любимые игры, определяемся с тематикой, но согласно перспективному планированию.
2. План игры. Стремимся к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Проводим беседу, как можно больше детей привлекаем к обсуждению планы игры.
4. Создание воображаемой ситуации, т. е. использование предметов-заместителей. Стулья-поезд, кубики-корабль.
Дети старшего возраста легко пользуются предметами заменителями, близкими по назначению к реальным жизненным. Например, обычная варежка может превратиться в мягкого ласкового котенка, бутылочка от сока в рупор.
5. Распределение ролей.
Мы стремимся удовлетворить игровые потребности детей, чтобы не было конфликтных ситуаций, а их не избежать в желаемой игре. Предлагаем быть например на «Почте» двум операторам на приеме посылок и переводов. В «Ателье» два закройщика. В «Семье» два брата, (две семьи – где две мамы). Так же используем считалки. А так же можно предложить детям продублировать роль на следующий день, на что дети обычно соглашаются.
6. Начало игры. Стараемся создать интересную игровую мотивацию или игровую ситуацию. Например, заранее подготавливаем группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. «Вечером раздается звонок, и нам сообщают о том, что завтра у нас будут гости». Дети решают, что необходима уборка квартиры, покупка продуктов, посещение парикмахерской, приготовление угощений. Подготовка культурной программы – показ сказки.
7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет развертывают сами играющие дети. Здесь обязательно происходит переплетение игр.
8. Завершение игры. Наша роль позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игры. Желание продолжить играть в игру в последующие дни, только в других ролях.
Так при планировании открытого показа сюжетно-ролевой игры «Космос». Мы определились с планом игры, переплетением с другими играми. Где и как будем играть, с чем. Определились с предметно-развивающей средой, игровым материалом-скафандрами, космонавтами, «музеем космоса – с атрибутами-экспонатами». С детьми в совместной деятельности изготавливали ракеты, рисовали космодром, попросили родителей помочь в изготовлении скафандров.
Предметно-развивающая среда была содержательной, насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной.
Создали воображаемую игровую ситуацию «В городе открылся центр по подготовке юных космонавтов и приглашали всех желающих»
Определились с ролями. Дети уже знали, какие роли могут быть в этой игре, т. к. при подготовке к игре рассматривали иллюстрации по данной теме, читали х/произведения, рисовали.
Дети без конфликтов определились, кто будет кем – будущие космонавты – тренировались в спортзале у тренера. Конструкторы строили космический корабль, парикмахеры ждали клиентов в салоне, мастера в сувенирной лавке готовили подарки, специалисты центра обследования следили за состоянием здоровья будущих космонавтов. Главную роль директора центра я взяла на себя.
Дети самостоятельно включились в игру, т. к. им было интересно, их все увлекало. Руководя косвенно игрой я не нарушала хода игры. Дети сами строили космический корабль, обследовались, тренировались, готовили сувениры, посещали парикмахерскую и музей «Космонавтики».
Постоянно общались, выполняя определенную роль, вели диалог.
В завершении игры мы устроили запуск космонавтов в космос. Игра удалась, дети еще долгое время продолжали играть в нее. По ходу игры детей фотографировали, а затем организовали выставку «Мы играем», так же игра была помещена на сайте ДОУ. Свой опыт я раскрыла на педсовете и буду публиковать по обмену опытом на образовательном проекте Maam.ru.
Проанализировав сравнительные результаты по итогам диагностирования, данные прилагаются за три учебных года.
Данные сравнительной диагностики за три года по «Социально-коммуникативному развитию» (сюжетно-ролевые игры) в логопедической группе «АБВГД-ка»
2012-2013 уч. год средний возраст
Сентябрь Январь Май
В-27% В-42% В-57%
С-73% С-58% С-43%
Н-0% Н-0% Н-0%
2013-2014 уч. год старший возраст
Сентябрь Январь Май
В-22% В-56% В-60%
С-62% С-44% С-40%
Н-16% Н-0% Н-0%
2014-2015 уч. год старший возраст
Сентябрь Январь
В-25% В-13%
С-69% С-74%
Н-6% Н-13%
Вывод: Проявляют интерес к игре, умеют объединяться с детьми для совместных игр, согласовывают тему игры, самостоятельно выбирают и придумывают сюжет игры. Соблюдают ролевое поведение, умеют подбирать предметы и атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
В дальнейшем мы поставили перед собой задачи:
1. Продолжать развивать и обогащать содержание игр, без конфликтов, распределять роли и игровой материал.
2. Воспитывать нравственные чувства.
3. Формировать навыки самоорганизации.
4. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре.
5. Побуждать широко и творчески использовать знания о работе взрослых.