айсена павлова
Организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов «Медведи»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов по теме «Медведи» на примере Тюнгюлюнского ЦРР-детского сада «Олимпионик»
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»
Конфуций
Публикация «Организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов „Медведи“» размещена в разделах
Как видно из цитаты, человек лучше понимает тогда, когда сам начинает делать. А дошкольник- это маленький исследователь, всё новое для себя он постигает практическим путём. Поэтому важнейшее значение для его развития имеет практическая деятельность. Психологи подчёркивают, что для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Поэтому проектная деятельность используется как средство познавательного развития дошкольника.
Проекты всегда имеют разную направленность, цели, способы организации, временные рамки. В детском саду проектная деятельность прежде всего должна быть ориентирована на разностороннее развитие ребенка (чтобы было интересно и не скучно).
Особенностью проектной деятельности является то, что взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. В проектной деятельности дети обретают дальнейшее развитие, а это, по моему мнению, самое главное в жизни каждого человека, что соответствует основным принципам дошкольного образования по ФГОС.
Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. С помощью проектов в деятельность вовлечены и педагоги, и родители, и дети. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Описание проектной деятельности «Медведи»
Цель проектной деятельности «Медведи» : Формировать знания детей о разных видах медведей, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности на разных материках.
Задачи нашего проекта :
1. Создание атмосферы для поисковой деятельности детей и родителей.
2. Побуждение их к творческой деятельности в процессе изучения разных видов медведей.
3. Воспитать у детей чувство ответственности за сохранность природы.
Почему мы выбрали именно эту тему для будущего проекта? Как- то раз я попросила детей нарисовать свою любимую игрушку. К моему удивлению, оказалось, что сразу у нескольких детей любимой игрушкой является плюшевый медведь. Это развеяло моё мнение о том, что плюшевые мишки были спутниками только нашего детства и теперешние дети предпочитают только компьютеры и всевозможные гаджеты. Это привело меня к мысли, что можно было бы заинтересовать детей принести своих мягких любимцев в группу, чтобы показать всем. Дети с радостью подхватили мою идею и на следующий день в группу «пришёл» один плюшевый мишка, на другой день - уже два. Каждый захотел показать всем своего мишку. И так с каждым днём мишек прибывало всё больше. Так у нас и возникла идея создания мини- музея плюшевых мишек. Уже в процессе создания музея уже мы, сами воспитатели, заинтересовались столетней историей этих игрушек. Таким образом, у нас наметился первый этап нашего проекта - «Плюшевые мишки- хранители истории».
А уже в процессе знакомства с мишками плюшевыми загорелись идеей изучения «прототипа» - настоящих медведей. Так у нас возник план проектной деятельности «Медведи».
Мы разделили проект на 7 этапов (см. приложения) :
Выбор темы «Моя любимая игрушка» непосредственное введение детей в проект
Реализация проекта «Мишки-хранители истории» создание мини- музея плюшевых мишек (с 11.11.2015)
«Как медведи территорию делили
чтение и обсуждение новой сказки - 16.11.2015. Знакомство с видами медведей
«Где живут медведи» знакомство с картой мира, с ареалом обитания медведей по земному шару.
«Медведи всего мира» изучение медведей всех видов, по отдельности- с декабря 2015 по апрель 2016г.
Презентация «Создание рукописной книги» выпуск авторских книжек, презентация продуктивной деятельности.
Рефлексия «Клуб знатоков» итоговое мероприятие.
Анализ полученных результатов. Таким образом:
- мы получили первые знания об Арктике, горах Азии, Таиланде, Индии, Северной и Южной Америке, Китае. Узнали, что такое карта мира.
- Научились различать медведей по внешнему виду. Узнали об их отличительных особенностях, особенностях характера. Получили первичные представления о том, что жизнь медведей зависит от природных условий, места обитания, пищи и внешнего вида. И ни один медведь не сможет жить там, где живет другой медведь, и что каждый медведь, живя на своей территории, радуется своей жизни, своей независимости.
- Постоянно меняющаяся обстановка групповой комнаты, то есть - сначала музей, а потом макеты разных стран, придумывание каждый раз новой одежды для своего профиля, просмотры презентаций и т. п. давали возможность для дальнейшей увлекательной работы.
- Знакомство со столетней историей плюшевого мишки, празднование его 113- летнего дня рождения, надеюсь, тоже не исчезнет бесследно и останется в памяти детей. Ведь совершая экскурс в историю, мы хоть и одним глазком, увидели тогдашнюю Европу, сравнили с жизнью наших предков- с помощью, конечно, старинных фотографий.
- Отточили так же навыки художественного творчества, научились воплощать свои идеи в жизнь. Так же научились пользоваться знаками и символами.
- Научились выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.
- Так же проект показал, что он может объединить детей, воспитателей и родителей для совместной работы. Научились помогать друг другу, совершенствовался стиль партнёрских отношений, ни один ребёнок не остался не задействованным в процесс. Проект позволил сделать так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, попробовать свои силы, почувствовать себя нужным, уверенным в себе.
- И для воспитателей тоже стимул - предлагать детям всё больше интересного и познавательного. Тем самым как бы самообразовываешься вместе с детьми, не замечая этого. Мы и сами для себя открыли неожиданно очень много нового. Часто бывали моменты, когда мы сами так увлекались вместе с детьми, что забывали запечатлеть эти мгновения на фотографиях.
А какие сложности мы увидели в проектной деятельности?
- Особенностью нашего проекта было то, что он изначально продумывался как долгосрочный, потому что включал в себя изучение не одного какого- то вида животного, а целых восьми видов медведей, включая и игрушечного. А на знакомство с каждым медведем мы планировали примерно неделю. Однако, в силу непредвиденных и не зависящих от нас обстоятельств, мы не всегда влезали в рамки запланированного времени. И нам приходилось ухитряться, чтобы детям не надоело и они ничего не забыли. И очень помогла нам в этом плане наша большая таблица, которая как бы служила нам неким контрольным документом.
- Очень большая, дополнительная нагрузка на работу воспитателя- надо много времени для продумывания, подготовки, оформления всех материалов.
- Для работы над проектами в ДОУ должна быть хорошая материальная база для исследовательской деятельности.
- Социальное положение семей–не все родители отзывчивы и активны, как хотелось бы; если со стороны родителей не будет помощи– ребенок не почувствует за собой их поддержку.
Выводы: думаем, мы смогли выполнить поставленную цель и задачи нашего проекта. Дети поняли, насколько разнообразен животный мир в одном только виде. Надеюсь, что полученные знания помогут привить любовь к природе.
Мы на собственном опыте убедились, что проектная деятельность - оптимальный тип деятельности для усвоения детьми знаний, развития творческих способностей, пробуждающий любознательность, активность, инициативность. Считаем, что проект удался потому, что он начинался с наиболее близкой темы для детей - их любимой игрушки; и мы, воспитатели вовремя «подхватили» и взяли инициативу. Поэтому работать было легко и интересно всем участникам проекта.
Хочется завершить свои мысли словами К. Н. Вентцель- «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, и лелеять проснувшуюся жажду знания».