Ольга Турутина
Организация социального партнерства ДОУ в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация социального партнерства ДОУ в соответствии с ФОП ДО»
Одно из приоритетных направлений государственной политики сегодня обращено к общечеловеческим ценностям образования и воспитания. Все эти направления прописаны в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО, которая вступает в силу с 1 сентября 2023 года (в разделе «Рабочая программа Воспитания»).
Публикация «Организация социального партнерства ДОУ в соответствии с Фоп до» размещена в разделах
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Главная особенность ФОП ДО, что она позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
Основными задачами являются – обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО, обеспечить динамику развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и особенностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
ФОП ДО призвана реализовать один из пунктов ФГОС – СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ.
Если обратиться к пункту 29.3.7. ФОП ДО, то Социальное партнерство предусматривает:
Реализацию воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает (указываются конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или запланированные):
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);
участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;
проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.
В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования состоит в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты воспитательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития его чувств, потребностей.
Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл многих явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.
Наш детский сад, как и многие другие образовательные учреждения нашего городского округа, имеют многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями: библиотеки, музеи, средние общеобразовательные школы, КУМы, спортивные школы, школа искусств, музыкальные школы и так далее.
Сотрудничество с ними строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие Дошкольной образовательной организации должно строится на основе на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- установление интересов каждого из партнера;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждого из сторон;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:
- открытость ДОО;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты воспитательной деятельности.
Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.
На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что результатом работы должно стать: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.