Кристина Амбарцумян
Организация развивающей предметно-пространственной среды для повышения двигательной активности средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное и всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм нуждается в движении и является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для повышения двигательной активности средней группы» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Исходя из требований ФГОС, развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,открытой,безопасной.
В своем выступлении я сделала упор на более широком рассмотрении этих принципов. Давайте рассмотрим их более подробно!
Насыщенность среды.
Развивающая среда должна:
- соответствовать возрастным возможностям детей и иметь соответствующий материал, который обеспечивает двигательную активность;
-обеспечивать правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений);
- формировать различные физические качества (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств,равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;);
- правильно формировать опорно-двигательную систему организма.
- формировать начальное представление о некоторых видах спорта, желание участвовать в подвижных играх и соревнованиях, способствует укреплению здоровья.
То есть, РППС должна содержать необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.
Здесь необходимо комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
Центр здоровья содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей.
Полифункциональность среды.
Должна иметь возможность разнообразного использования различных составляющих уголка двигательной активности в различных видах детской деятельности, в том числе детской игре (гибкость игрового пространства, наличие предметов-заместителей);
Например, мешочки с разным наполнением можно использовать для метания, а также для игры на развитие мелкой моторики «Угадай что внутри», кубы для перешагивания и для конструирования, шары (как и кегли) разного диаметра как для физ. занятий так и для игр по ФЭМП (большой- маленький, закрепление знания цвета, высокий -низкий, использовать в сюжетно-ролевых играх («Спортивный магазин», «Спортивная семья», мячи ежики можно также использовать при проведении акртикуляционной гимнастики.
Трансформируемость среды.
Трансформируемость игрового и спортивного оборудования создаёт атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности и для всех детей в целом. (периодическая сменяемость места расположения уголка, игрового материала, возможность использовать все элементы среды.)
Вариативность среды.
Наличие в уголке двигательной активности разнообразного игрового материала и оборудования, обеспечивающие свободный выбор детей. В моем понимании, вариативность еще заключается в том, что для развития какого-либо физического качества мы предоставляем несколько видов атрибутов, из которыз ребенок может выбрать тот, который ему необходим.
Доступность и открытость среды.
Центр двигательной активности оформляется как часть большой игровой зоны. Дети находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками и пособиями. Ребёнок ведёт себя по принципу «вижу-действую».
Безопасность среды.
Материал, из которого изготовлено оборудование, должно отвечать гигиеническим требованиям. То есть пособия должны быть безвредными, влагоустойчивыми, не иметь неприятных запахов, прочными, надёжными, красочными и пригодными для использования.
В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами.
Оптимальное место для организации центра двигательной активности в группе - площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование - принципу целесообразности.
При подборе инвентаря, целесообразно разместить именно то, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях.
Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью.
И в заключении, вашему вниманию представлен примерный набор оборудования, необходимый для средней группы.
Спасибо за внимание!