Тюрикова Ксения
Организация развивающей предметно-пространственной среды с целью развития креативных способностей у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же является показателем профессиональной компетентности педагога.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды с целью развития креативных способностей у обучающихся» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: креативные способности, предметно-пространственная среда, развитие, гармоничное развитие.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества.
Я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны абсолютно разные методы и формы создания предметно-развивающей среды при самом главном условии, что будут учитываться все возрастные и гендерные специфики для реализации общеобразовательной среды.
Целью моего доклада является желание донести до педагогического сообщества методы и приёмы, которые я использовала для того, чтобы ускорить процесс ранней социализации и адаптации воспитанников в условиях дошкольного образовательного процесса.
Основной задачей является обеспечение качественного и доступного дошкольного образования ребенка с учетом способностей, и возможностей личности на базе дошкольного образовательного учреждения, в котором осуществляется образовательный процесс, через средство создания развивающей предметно-пространственной среды.
Значимость моего доклада заключается в том, что в нем я опишу свою работу по созданию предметно-пространственной среды, которая способствует гармоничному развитию дошкольников с помощью организации в группе игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, учебной и творческой деятельности.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей; взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Одним из моих любимых направлений в работе является «Сенсорное воспитание».
По данному разделу я работаю углублённо, добилась следующих результатов: развивающая среда представлена различными дидактическими играми на цвет, форму, величину; наборы плоскостных и объемных предметов, имеющих полное сходство с образцом – эталоном. В разделе изобразительное искусство имеются наборы предметов и игрушек, различных по величине разного цвета и оттенков, иллюстративный материал, геометрические фигуры разных пропорций. Игрушки и предметы окружающей среды разнообразных цветов, форм, величин.
Модульное оборудование, имеющееся в группах нашего садика, побуждает воспитанников импровизировать, самим придумывать и создавать условия для сюжетных игр, что влечёт развивающий эффект, так как у детей проявляется интерес, потребность в познавательной деятельности. Целесообразная организация предметной среды, обеспечивает гармоничное соотношение материалов (количество, разнообразие, неординарность, изменяемость).
В моей группе реализованы уголки сюжетно-ролевых игр: «Магазин продуктов», «Семья», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Больница», «Театр». Видоизменение и дополнение игр возможно при наличии и использовании модульного оборудования и атрибутов. Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр, предметов – заместителей и моделей к играм, например, у меня в группе к игре «Магазин», предусмотрены комплекты заместители, разнообразные игрушки.
Также в моей группе предусмотрены условия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи дошкольников, соответствующая предметная среда, обеспечивающая для ребенка разнообразные виды деятельности – игру, общение, речевая деятельность: некоторые виды театров, театральная атрибутика, ряженье, художественная литература, подобранная по возрасту.
В нашем садике имеются условия для детского экспериментирования с целью развития любознательности и познавательного интереса. В группах имеются: микроскопы, лупы, песочные часы, картинки с изображениями объектов живой и неживой природы и т. д., которые я всегда могу использовать в своей работе.
В моей группе имеется уголок, в котором мы выращиваем круглогодично зеленый лук, укроп, различные виды салатов.
Моя группа позволяет развивать самостоятельную и конструктивную деятельность, так как для этого группа обеспечена необходимым. Присутствуют различные виды конструктора, схемы, мозаики, пазлы, разрезные картинки, игры на воссоздание фигур – силуэтов. Созданные условия позволяют проявить креативные творческие способности, работать в соответствии схемы.
Реализация дополнительного образования по направлению художественно-эстетическое воспитание - в группе созданы все условия по художественному конструированию, позволяющие экспериментировать с элементами конструктора, осваивать действия замещения, создавать декоративно-орнаментальные композиции, конструировать обобщенные изображения. Предусмотрены различные материалы : геометрические фигуры из картона, игрушки, элементы конструктора. В группе имеется мольберты, материалы для изобразительной деятельности, природный и бросовый материал для изготовления поделок.
Таким образом, созданные мной условия по организации предметно-развивающей среды дидактическими материалами и игровыми пособиями позволяют реализовать все содержательные линии дошкольного возраста, обеспечивая личностное развитие дошкольников.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004. – 313 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 2007. – 197 с.
3. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003
4. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 №08-249 // Вестник образования. – 2014. - №7.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовательного учреждения