Ирина Лесникова
Опыт работы «Организация работы воспитателя с детьми ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
В систему образования дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены с 1990 года.
Для обеспечения полноценного развития детей необходима слаженная и взаимосвязанная работа специалистов (учителя – дефектолога, логопеда, психолога) и воспитателей, а также родителей. Работа должна быть не стихийной, а целенаправленной и планомерной. Тесная работа всех участников образовательного процесса дает свои положительные результаты.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа воспитателя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Если родителям понятно, чем занимается логопед, психолог, дефектолог. А воспитатель? Тут очень важно объяснить на доступном языке, что мы занимаемся тем – то и тем – то. И в этом нам помогает Viber и другие социальнык сети, позволяющий быстро отправить фотоотчет или видео - ролик с занятия, игры, режимного момента и пр.
Надо помнить, что у наших детей есть определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром (они слишком обидчивы, ранимы, импульсивны). Трудности словесного взаимодействия, снижена способность к приему, переработке и хранению информации и пр.
Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработана в ДОУ Программа для детей с ОВЗ. В том числе для каждого ребенка.
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР (фронтальная, подгрупповая, занятия малой группой, индивидуальная)
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы и приемы.
Утро у нас в группе начинается с приветствия (Здравствуй солнце золотое Здравствуй небо голубое.. ., и др).
Пальчиковая, артикуляционная (она у нас в схемах) по Гербовой, дыхательное упражнение тоже обязательно с утра и после обеда. Также после обеда гимнастика после сна с элементами су – джок.
С утра беседа по теме недели. Вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора.
Закрепляем игры по формированию лексико – грамматического строя, развиваем связную речь детей, согласно темы недели.
В этом году увлекаемся мнемотехникой. С помощью мнемотаблиц учим стихи, чистоговорки, пересказываем сказки и рассказы.
Перед сном практикуем слушание аудиосказок, хотя много и читаем. Сказкотерапия способствует развитию положительной и многогранной личности.
Просматриваем видеоролики с последующим обсуждением. По теме недели, финансовой грамотности, предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.
Дети очень любят театр. В свою работу внедряем и театральную деятельность. Это как средство успешной социализации. Продуктивно прошло занятие во взаимодействии с учителем – дефектологом «Право ребенка на имя. Права сказочных героев». На день Чая, тоже были элементы театрализации. Дети весело танцевали под веселую песню самовара.
Так как игра – ведущий вид деятельности в детском саду. Применяем игровую терапию. Учим подвижные игры, желательно со словами для развития памяти и умения соблюдать правила. Развиваем умение играть в сюжетно – ролевые игры
Особое место занимает дидактическая игра. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных, есть логоритмические игры (использую логоритмику Железновой). Можно использовать музыку для расслабления ребенка, при засыпании и просыпании, на занятиях по продуктивной деятельности и т. д.
Во второй половине дня по заданию дефектолога, логопеда воспитатель проводит индивидуальную, коррекционно-развивающую работу с детьми. Продолжаем развивать речь детей, математические навыки, способствуем познавательному развитию.
Занятия имеют свою структуру, и вышеописанные приемы используются и на них.
На занятии должно быть много наглядности
Оценка на занятии может быть в виде наклейки, цвета светофора, где зеленый – понравилось, желтый – не очень, а красный - не понравилось. Дети могут сами оценивать занятие: понравилось – не понравилось (цветные ладошки).
Еще хочется рассказать о зарабатывании «кристаллов». Белые за хорошие дела. Черные за плохие дела (нежелание заниматься, не выполнял зарядку). Ребенку важна положительная оценка взрослого. Это ребенка мотивирует к деятельности более продуктивной.
Графомоторные навыки помогают развить кисть, подготовить руку к письму, развивают мышление, учат видеть формы предметов, распознавать их границы. Если с такими заданиями (обвести линию, заштриховать, написать буквы, цифры) дети справляются. То проведи линию наискосок, графический диктант вызывает затруднение.
В группе проводится еженедельная выставка рисунков по теме недели. Раскраска формирует множество навыков и умений: мелкую моторику, навыки письма, творческую фантазию и пространственное мышление. Помогает расслабиться и успокоить нервы.
Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.