Дарья Картошкина
Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Сегодня мы затронем такую категорию детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся :
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи;
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Основной контингент нашего дошкольного учреждения — это дети с нарушениями речи. К ним относятся дети с речевыми заключениями:
Фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия (ФФНР, дизартрия);
Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня (ОНР – 1, 2, 3 уровня);
Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня, дизартрия (ОНР – 1, 2, 3 уровня, дизартрия);
Алалия;
Дети с задержкой психического развития;
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к специалистам!
Дети с выявленными нарушениями речи направляются на психолого- медико- -педагогическую комиссию (ПМПК, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года.
В соответствии с подтвержденным заключением и рекомендациями ПМПК для детей разрабатывается специальная программа развития и выстраивается план взаимодействия между специалистами (учитель – логопед, дефектолог, психолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители.
Учитель – логопед :
Работа учителя - логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей арт. аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, слухового восприятия (узнавания и различения,памяти и мышления, подготовки к обучению грамоте, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Логопед работает над развитием :
развитие мелкой, общей моторики
Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики, работы со шнуровкой, мозаикой. Обводка, закрашивание, штриховка и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)собирать разрезные картинки. Развитие общей моторики, выработка речи с движением. Использование физкультминуток, подвижных игр.
развитие артикуляционного аппарата (арт. гимнастика, лог. массаж, самомассаж, мимические упр.)
звукопроизношения (умение правильно произносить звуки родного языка, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа, автоматизация, дифференциация);
развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, темп, ритм, интонация, голос)
фонематического восприятия (умение на слух воспринимать и различать звуки); развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, музыкальных инструментов, хлопки, фонематического восприятия. дифференциация на слух гласных и согласных звуков. выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка). определение в словах первого и последнего гласных звуков. определение наличия звука в слове).
работа над слоговой структурой слова
Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание слогов и слов, отстукивание ритмического рисунка, речь с движением. Деление слов на слоги с опорой на зрительные ориентиры (карточки, кубики). (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков);
словарного запаса (расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам);
грамматического строя (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов; основные модели построения словосочетаний и предложений, отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах). Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями (мои,мой, моя,мое). Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. Образование прошедшей формы глаголов. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок,платьев). Согласование числительных «один» и «одна» с существительными. Закрепление использования в речи простых предлогов (на-с, в-из). Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные). Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.
связной речи (умение связно высказываться, пересказывать,составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать, обучать составлению простых распространенных предложений, умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом, работать над диалогической речью.
Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе.
Логопедическое обучение осуществляется в следующих формах обучения:
- фронтальное,
- подгрупповое,
- индивидуальное занятие,
Каждое занятие структурированное и динамичное, включает игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
На логопедических занятиях используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
Практические методы (упражнения игры и моделирование).
А) Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука.
Б) Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами, различные игры: с пением, дидактические, подвижные.
В) Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Наглядные методы
А) Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений (представлений о цвете, форме, величине и т. д., (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук, (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков, (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Б) Воспроизведение аудио записей, записи сопровождаются беседой логопеда, пересказом.
Словесные методы В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.
Рассказ, предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
Соблюдение принципа развития высших психических функций предполагает развитие в коррекционно-развивающих играх произвольных видов деятельности, коррекцию особенностей зрительного, слухового, тактильного, двигательного восприятия, внимания, памяти, что требует от нас активизации в игре максимального количества анализаторов.
Связь с родителями. Помимо взаимосвязи между специалистами ДОУ, также важна и взаимосвязь с родителями ребенка с ОВЗ. Для успешной работы учителю - логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации, собрания. Учитель - логопед знакомит родителей с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.
В своей работе я использую различную методическую литературу и дидактический наглядный материала для обследования и развитияречи детей дошкольного возраста.
1. материал диагностического блока:
Крупенчук Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
2. Материал для развития артикуляционного аппарата
Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н. В.
3. Ткаченко Т. А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, Зь, Ц. doc
Автор: Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы Часть 1 Работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П
8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. docx
10. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речидошкольников с ЗПР. docx
11. Воробьева В. К. Методика развития связной речи
12. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
13. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических
представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К. Е. Бухарина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.
14. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1-3 периода обучения в старшей логогруппе О. С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
15. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, 2016г.
16. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : «Мозаика-Синтез», 2004.
— 80 с.
17. Теремкова "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
18. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. doc
19. Гомзяк О. С. Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I-III период обучения в старшей группе. -М. Издательство ГНОМ и Д, 2014
20. Конспекты, разработанные с использованием Интернет-ресурсов.