Мария Матвеева
Организация работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми раннего возраста в современной образовательной организации.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Организация работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство необходимо прививать еще в самом раннем детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, относится и чувство патриотизма.
Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина, патриота - является одним из важнейших моментов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Сегодня в нормативных документах, регулирующих систему ДО, чётко отражается важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• "Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". (Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»).
• «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
• «За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» («Концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»)
Поэтому для педагогов ДОО, одной из главных задач является– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, тем самым формируя основные нравственные качества.
Для детей раннего возраста малая Родина начинается с семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. ДОО, опираясь на лучшие традиции семейного воспитания, является лишь помощником родителям в формировании у детей общественно важных ценностей.
Таким образом, важным условием выполнения задач по нравственно- патриотическому воспитанию является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В настоящее время эта работа, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Главным моментом в контексте «семья - дошкольное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Взаимодействие педагогов и родителей детей раннего дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Проводимая работа в ДОУ позволяет предположить, что повышение уровня нравственно – патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- тесного сотрудничества с родителями;
- использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми и родителями;
- создания условий для нравственно –патриотического воспитания дошкольников.
Одна из главных задач в развитии нравственно- патриотических чувств, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям интерес к художественному слову, формировать ценностные ориентации, нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну.
Результатами деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию у детей раннего возраста является разработанная система работы :
1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Не мало важным условием нравственно- патриотического воспитания в ДОО является создание благоприятного психологического климата в коллективе для всех участников образовательных отношений.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
И здесь незаменимым помощником выступают: грамотно организованная предметно-развивающая среда (созданная с учётом интересов и потребностей ребёнка, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение театра, выставок, встречи с интересными людьми (форма работы с родителями «Гость группы»)и это лишь малая часть средств применяемой в совместной работе педагога с семьёй.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возрастав ДОО организована по принципам :
1. «От простого к сложному».
Родной дом (семья) -Детский сад- Родная улица- Родной город- Страна
2. Принцип индивидуального подхода – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому члену семьи, исходя из знаний особенностей развития ребёнка и опыт в нравственно- патриотическом воспитании родителя.
3. Принцип сотрудничества – взаимосвязь семьи и педагога.
4. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
5. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
6. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
7. Принцип проблемного обучения – дети с родителями в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
8. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
9. Принцип игровой подачи материала —ведущий вид деятельности — игра.
Чтобы сохранить у детей и родителей интерес ко всему новому, следует использовать такие инновационные технологии:
* личностно – ориентированный подход;
* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);
* интегрированная система;
* здоровьесберегающие технологии;
* игровые методы и приемы.
Для реализации задач нравственно – патриотического воспитания в группе детей раннего возраста необходимо установить тесный контакт с семьей, с опорой на ее лучшие традиции и опыт.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, важно вовлечь их в процесс патриотического воспитания посредством участие в праздниках, играх, проектах, конкурсах, пошивах костюмов и изготовления предметов русского быта совместно с детьми.
В связи с тем, что дошкольникам раннего возраста свойственно наглядно-действенное мышление, следует знакомить детей с реальными предметами и материалами - национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда.
Для этого совместно с родителями был создан мини- музей русского быта и народного творчества «Чудо- чудное, диво дивное». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта русского народа и родного края.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Процесс воспитания патриотизма мы начинаем с самого раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Лишь только тот педагог, который сам проникнут глубоким уважением к Родине сможет передать это детям.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу страну, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.
Как уже отмечалось, в работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводится произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, устному народному творчеству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Чтобы сделать родителей активными участниками совместных образовательных отношений необходимо проводить яркие, эмоциональные, тематические встречи, привлекать их к организации и участию в мероприятиях, конкурсах, участие в праздниках и развлечениях ни только как зрителей но и участников, актёрах.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительских взаимоотношений, различные фотовыставки «Я и моя семья», «Как две капли воды», «Зимние забавы» и т. д. способствуют укреплению дружеских, партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогом.
При проведении анкетирования по темам: «Приобщение детей к семейной традиционной культуре», «Как вы относитесь к патриотическому воспитанию вашего ребенка?», «Патриотическое воспитание ребенка» в начале и конце года отмечается значительное повышение компетентности родителей по нравственному воспитанию во второй половине года.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Василий Александрович Сухомлинский
Формирование патриотических чувств, происходит значительно эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Сегодняшняя система ДОУ существует прежде всего лишь в помощь семье и при этом являясь первым социальным институтом ребёнка.
План совместной работы
по нравственно - патриотическому воспитанию
с родителями и детьми раннего возраста.
месяц Название мероприятия
Сентябрь «Наш детский сад»
Анкетирование семей
Оформление семейной фотовыставки «Моя семья».
Оформление патриотического уголка в группе.
Октябрь «Наш детский сад»
Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»
«Моя семья»
Знакомство с русским народным фольклором: песенками, потешками, закличками, народными сказками
Рассматривание альбома «Осень золотая»
«Осень в гости к нам пришла»
Клуб «Здоровый малыш»
Фотовыставка «Моя семья».
Клуб выходного дня «Читаем вместе»
Ноябрь Экскурсия по саду «Доктор Айболит»
Просматривание фотальбомов «Моя семья»
Листовки «Дети и их права».
«Осенний букет»
«У самовара я и моя мама»
мастер- класс «Я пеку, пеку, пеку»
Эко- акция «Спасём дерево»
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
Декабрь Подбор материала для альбома «Зимушка- зима»
Альбом «Зимушка-зима»
Экскурсия «Кто такой повар?»
«Новогодняя сказка»
«Новогодний праздник»
«Новогодняя игрушка».
Акция «Подкормим птиц»
«Украсим ёлку вместе»
«Птичья столовая».
«Чудо -дерево»
Роспись деревянных ложек
мини-музей «Чудо чудное, диво дивное»
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
Январь «Мой дом»
«Здравствуй, сказка!»
Мини-музей «Чудо чудное, диво дивное».
«Ярмарка».
«Зимние посиделки»
Конкурс «Зима-затейница».
Клуб «Здоровый малыш»
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
«В царстве Снежной королевы»
Февраль «Теремок»
«Наша Армия»
«Мы живём в Выборге»
«Наша Родина – Россия»
«Вместе с папой».
стен-газета «Зимние забавы»
Клуб выходного дня «Читаем вместе»
Обновление патриотического уголка
Март Оформление приёмной, групповой
«Мамин праздник»
«Масленица»
«Праздник русской берёзки»
«Масленичная кукла»
стихи о весне
Оформление семейных альбомов
«Мамин день».
сопровождения до театра
«Маша и медведь»
«Клоун Плюх»
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
Апрель «Страна Веселяндия»
Пижамная вечеринка
Радужная неделька.
Концерт «Брызги радуги».
Мастер- класс «Радуга»
«Кто такие космонавты», Ю. Гагарин
«Мы космонавты».
Клуб «Здоровый малыш»
«Нужно ли воспитывать в детях любовь к Родине».
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
Май «Мой город- Выборг»
«День Победы»
Концерт «Память славных лет» на базе ДОУ
Концерт «Память славных лет» на базе школы
«У страха глаза велики»
«Семейная реликвия».
«Этот День Победы».
Клуб выходного дня «Читаем вместе».
Эко- акция «Спасём дерево»