Света Колмыкова
Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме : «Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды»
Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Семья – это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверно можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания, и конечно, любовь.
Публикация «Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая старость. Ибо, что мы посеем, то и пожинаем. Иногда мы задумываемся, каким будет человек будущего, забывая о том, что возможно он ходит в наш детский сад, возможно в нашу группу. Он удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда докучает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою индивидуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Знает ребенок еще очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом мире взрослых, иногда бывает, испорчен неудачным семейным воспитанием.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте», а мнение других складывается так, что «пальму первенства» нужно отдавать дошкольным учреждениям. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Семья и детский сад – два значительных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия полноценного развития ребенка.
Одно из условий образовательной деятельности в дошкольном учреждении согласно ФГОС ДО — организация развивающей предметно-пространственной среды.
Поэтому мы, педагоги группы, создавая развивающую среду, старались оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерная принадлежность. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
Согласно основной образовательной программы нашего детского сада в группе мы создали следующие центры активности.
— центр познания обеспечивает решение задач познавательно-иссле-довательской деятельности детей. Родители нашей группы помогли в оборудовании уголка экспериментирования, оказали необходимую помощь в приобретении необходимых материалов, так же способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
— центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей. Родители творчески подошли к созданию центра творчества : связали пальчиковый театр, для фланелеграфа нарисовали персонажей сказок. (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; Литературный центр оснащен большим количеством книг, которые меняются в зависимости от тематики недели. Дети знакомятся с творчеством детских писателей.
— спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В этом учебном году на территории нашего детского сада был проведен конкурс спортивных уголков. Была проделана огромная работа по созданию демонстрационного, дидактического материала. Наши родители оказали большую помощь в оформлении спортивного центра. Работа была распределена для каждого, кто дорожку здоровья «смастерил», кто собирал информацию о видах спорта, Кто оформлял стенд «В здоровом теле, здоровый дух». А также по мимо всего этого наши родители ежедневно со своими детьми активно занимаются различными видами спорта.
— центр краеведения обогащает знания детей по истории родного поселка, нашей страны. Историю родного края должны знать все: и взрослые и дети. В нашем краеведческом центре собрано много информации по истории родного края. В этом году вся страна, и наш поселок отмечали великую дату «70 – летие Великой Победы». Великая Отечественная война для нас история и знаем мы о ней только из фильмов, рассказов ветеранов, из литературы. Ведь эта воина коснулась каждого. В рамках проекта «Наши деды надевают ордена», была собрана огромная информация о прабабушках и прадедушках наших воспитанников. Ценную информацию собирали по крупицам и мы, и родители. В итоге была создана «Книга память о героях Великой Отечественной войны, чтобы наше подрастающее поколение училось уважать героическое прошлое нашей Родины, знало свою историю и училось ценить мир.
Развивающую предметно-развивающую среду организовывали для своих воспитанников совместно с родителями, так как, согласно ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашей групп - это незаменимые наши помощники.
Еще хотелось бы отметить, что ежегодной традицией нашей группы стали театрализованные постановки сказок. Здесь родители и дети показывают все свои знания, умения, и, конечно же, свое талант. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. По мимо этого наши родители принимают активное участие в различных развлечениях.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием к окружению.