Константинова Маргарита Валентиновна
Проект «Организация работы с родителями»
▼ Скачать +Заказ
Структура описания инновационного проекта
Цель: Разрушить существующий барьер во взаимоотношениях детского сада и родителей.
Задачи:
- установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;
- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
- повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Публикация «Проект „Организация работы с родителями“» размещена в разделах
Ожидаемый результат: Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения, способствующее воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально здоровых детей.
Проблема: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Актуальность: Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта.
Содержание и структура инновационного проекта :
Идея проекта : Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Научная новизна и практическая значимость: Использование современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, а родители еще и ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Сроки реализации: 1 год (с июня 2014 по май 2015)
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап
- анкетирование родителей на предмет социального заказа;
- планирование и разработка конкурсных мероприятии;
- формирование общественного мнения о необходимости организации совместной работы ДОУ и семьи.
II. Организационно-практический этап
- разработка буклетов, папок-передвижек для родителей;
- консультации воспитателей по вопросам организации взаимодействия;
- Организация праздников, родительских университетов, соревнований, конкурсов, экскурсий и выставок, тематических бесед и прогулок с участием родителей;
III. Итоговый этап
- ведение мониторинга успешности взаимодействия родителей и ДОУ;
- сбор и обработка практических материалов;
- соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, с последующим поиском наиболее эффективных методов и форм работы;
План мероприятий:
Мероприятие Срок Ответственный
Проведение анкетирования родителей июнь Воспитатель
Старший воспитатель
Оформление родительских уголков, папок передвижек. Каждый месяц воспитатель
Родительское собрание на тему : «Вот и стали мы на год взрослее».
Просмотр фотографий детей «Наша жизнь в саду» июнь
Воспитатель
«Тропа добрых дел» (посильная помощь родителей в благоустройстве территории детского сада).
июль Воспитатель
«День открытых дверей»- посещение родителями прогулок, культурной деятельности, режимных моментов. июль Родители
Воспитатели
Организация фотовыставки «Дети-цветы жизни» июль Папы
Воспитатели
Дети
«Вечер вопросов и ответов» по вопросам, которые заранее подготовили родителями август Воспитатели
Родители
Участие родителей в проведении прогулок с дошкольниками «Играем с мамой» август Мамы
Совместная подготовка к учебному году.
Беседы по адаптации,
Советы специалистов по адаптации,
Игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель»,
Обновление группового инвентаря, сентябрь Родители
Воспитатели
Творческий вечер «Хобби моей мамы» сентябрь Родители воспитанников
ИЗО выставка в рубрике «Наш огород»
октябрь Воспитатели
Родители
Совместное изготовление родителями с детьми поделок к выставке «Дары осени» октябрь Родители
Дети
Воспитатели
Проведение анкетирования родителей (промежуточный мониторинг) октябрь Воспитатель
Старший воспитатель
Встреча с родителями на тему «Чистота - та же красота»
ноябрь Родители
Воспитатели
Дети
«Самообслуживание в жизни ребёнка» - Родительский университет ноябрь Старший воспитатель
Воспитатели
Родители
Конкурс самоделок
«Волшебные снежинки!» декабрь Воспитатели
Родители
Совместно проведённый праздник Зимы! С привлечением родителей к участию в утреннике. декабрь Воспитатели
Родители,
Дети,
Музыкальный руководитель
Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» январь Воспитатели родители, дети
Консультация - практикум подготовленный родительским комитетом «Физкультура – ура!»
февраль Воспитатели
Родители
Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папою вдвоём горы мы перевернем!» февраль Воспитатели
Физинструктор
Папы
Дети
Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» март Воспитатели
Родители
Дети
Музыкальный руководитель
Совместно проведённый весенний праздник март Воспитатели
Родители
Дети
Музыкальный руководитель
Родительский университет с участием воспитателей
«Маленькие драчуны» апрель Воспитатели
Родители
Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» апрель Воспитатели
Родители
Дети
Проведение анкетирования родителей (итоговый мониторинг) май Воспитатели
Организация выставки – поздравления ко Дню Победы! май Воспитатели
Родители
Дети
Итоговое родительское собрание май Воспитатели
Родители
Старший воспитатель
Продукты проектной деятельности :
- Фото и видео материалы.
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Уровень проработанности проекта :
Проводя анализ работы с родителями за 2013-2014 учебный год, в 1 младшей группе, я предложила родителям заполнить анкету (приложение № 1). Анализ анкет показал, что большинство родителей водят в детский сад детей, потому что не с кем оставить дома, трудностей в воспитании детей родители не испытывают, информацию о воспитании детей родители получают от друзей или телевидения. В ДОУ их интересует информация только о питании и уходе и помощь в воспитании детей родителям не требуется.
Таким образом, проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Возникла идея разработки проекта «Детский сад и семья – вместе добрые друзья!». Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.
Этап работы. Выполненный оббьем работ :
В данный момент наш проект находится на организационно-практическом этапе. Разработаны буклеты, папки-передвижки для родителей, проводятся консультации воспитателей по вопросам организации взаимодействия. Организованны и проведены праздники, советы родительских университетов, соревнования, конкурсы, выставки, тематические беседы и прогулки с участием родителей запланированные на данный период времени. А также мною проведен промежуточный мониторинг, который показал следующие результаты:
Полученные промежуточные результаты:
Анкетирование родителей Промежуточный мониторинг
1. Для чего, по Вашему мнению, ребёнку необходимо ходить в дошкольное учреждение?
- ребёнка не с кем оставить дома 14
- для общения со сверстниками - 5
- для развития способностей – 3
- ребёнка не с кем оставить дома - 3
- для общения со сверстниками 10
- для развития способностей - 9
2. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребёнка?
- затруднения в выборе правильного наказания - 2
- трудности с поведением - 3
-трудности с организацией свободного времени ребёнка - 0
-отсутствие друзей у ребёнка - 0
-не возникает - 17
- затруднения в выборе правильного наказания - 8
- трудности с поведением - 6
-трудности с организацией свободного времени ребёнка - 4
-отсутствие друзей у ребёнка - 1
-не возникает - 3
3. Укажите, пожалуйста, источник, из которого вы получаете информацию о воспитании ребёнка?
-друзья - 6
-воспитатели детского сада - 2
- телевидение - 8
- книги, журналы, газеты - 6
-друзья - 2
- воспитатели детского сада - 14
- телевидение - 3
- книги, журналы, газеты - 3
4. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребёнка?
– да - 0
-нет - 6
-иногда - 16
– да - 15
-нет - 3
-иногда - 4
5. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада?
-о рациональном питании - 18
- о психологических особенностях дошкольников - 1
- об их домашнем досуге - 0
-о методах воспитания детей - 3 - о рациональном питании - 5
- о психологических особенностях дошкольников - 9
- об их домашнем досуге - 4
-о методах воспитания детей - 4
В ходе работы был проведен первичный и промежуточный мониторинг. Промежуточный мониторинг выявил эффективность выбранных мною форм взаимодействия с родителями :
• количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 33,3% (средняя посещаемость родителей до внедрения новой политики взаимодействия 8 человек, после внедрения – 19 человек);
• повысился уровень педагогической культуры родителей на 48%;
• повысился педагогический интерес – количество обращений к педагогу группы и специалистам ДОУ по интересующим вопросам выросло на 67%.
Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы реализуются и дают положительные результаты. Опыт проведенной работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Также ожидаются такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и родительски - детских отношений; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:
• включение в проект всех групп ДОУ;
• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
• повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей
Сформированность ресурсной базы:
• музыкальный зал, для проведения праздников, досугов. Наличие родительских уголков, папок передвижек. Интерактивная доска, фото галереи в фойе детского сада, спортивный зал с необходимым оборудованием, спортивные уголки с необходимым игровым материалом.
• наличие специалистов необходимого профессионального уровня: воспитатель по физической культуре, музыкальный работник, методист, воспитатели групп.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уходят непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.