Анжела Шульга
Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы :
1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопедической группы.
Публикация «Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
4. Информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.
На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно : одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш, другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступный и убедительной форме рассказать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнут! мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.
Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детой в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т. д.).
Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей. Примерные темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей ЭНР 1-го уровня. Воспитание и обучение ребёнка с общим недоразвитием речи.
4. Учите детей наблюдать.
5. Что делать, если у ребенка плохая память?
6. Как развивать слуховое восприятие у детей,
7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
8. Игра — лучший помощник в занятиях с детьми дома.
9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?
10. Как учить запоминать стихотворения?
11. Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?
12. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка,
13. Труд — важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
14. Мы учим детей рассказывать.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т. д.
В середине учебного года проводится 2-е родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за 1-ое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.
3-е родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, в школе). Организуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.