Елена Ефимкина
Организация работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Публикация «Организация работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
Дошкольное образование должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого ребенка, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого дошкольника, психологический комфорт, мотивацию учения и других видов деятельности.
Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования-повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. ФГОС дошкольного образования ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Это становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
• Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
• Образовательная деятельность в режимных моментах;
• Организованная образовательная деятельность;
• Самостоятельная деятельность детей.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации НОД (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного.
Главная особенность организации образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении стал уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Технология – это научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
К числу современных образовательных технологий реализуемых в нашем дошкольном учреждении можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технологии исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровые технологии.
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель – это образ желаемого результата.
При постановке целей полезно учитывать следующие требования :
1. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
2. Цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
3. Цели должны быть сформулированы конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
4. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.
5. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.
Сформулировав цель, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания НОД, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
• Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
• Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
• Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Способом достижения цели является метод. Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения.
Главные методы обучения:
При использование игровых методов необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют чё тких границ:
• предметно-действенным;
• ролевым;
• сюжетосложением.
Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с дошкольниками должен быть принцип заинтересованности ребенка. В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях. Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка
Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности, на то чему и как учить.
Игровая мотивация – даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности, На каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. При отсутствии мотивации, нет развития логики. Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку.
Традиционно выделяется три формы организации обучения :
Индивидуальная - позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, так как ограничивает сотрудничества с другими детьми.
Подгрупповая - при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая деятельность.
Фронтальная (обще групповая) - достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, недостатком являются трудности в индивидуализации обучения.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основной целью социально – коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей социокультурным нормам, к традициям семьи, общества, государства.
В части, формируемой участниками образовательных отношений в нашем дошкольном учреждении реализуется Программа по Этике для детей 4 – 6 лет.
Этикет - волшебная шкатулка общества. Он хранит самые дорогие, самые важные ценности человечества - нравственные.
НОД ориентирована прежде всего на эмоциональное восприятие детей. Через игру, упражнения и педагогические задачи педагог показывает детям, что моральные нормы необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно. Каждая НОД - живой и увлекательный процесс с включением его в совместные действия, диалог с воспитателем, сверстниками и вымышленными героями. Каждый ребёнок имеет возможность высказаться и быть услышанным. Детям предоставляется возможность активно импровизировать в ситуациях нравственного выбора, анализировать свои поступки и поступки сверстников, оценивать себя и других с моральных позиций.
Подбор материала позволяет детям усвоить определённые эстетические знания, которые затрагивают чувственный мир детей, находят отклик в их душах. Дети овладевают правилами поведения в окружающей среде: в общественных местах, на дорогах, в транспорте, учреждениях культуры; развивают в себе такие качества как доброту, честность, вежливость.
Особое внимание в дошкольном учреждении уделено патриотическому воспитанию. Действует программа «Дом, в котором я живу», разработанная с учётом регионального компонента. Программа призвана обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, государственной и региональной символике. В основу программы легли принципы, обеспечивающие возможность решения проблем по формированию нравственно – патриотических чувств на основе любви и интереса к истории и культуре своей семьи, «малой» Родины, Отечества.
Содержание работы по патриотическому воспитанию выстроено по трем блокам:
1 блок – «Моя семья».
2 блок – «Родной город».
3 блок – «Родная страна».
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придаётся изучению российской символики, гербов городов России. Дети получают первые знания по истории России. Особенностью программы является реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам.
Основой работы по правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждении является систематический подход, который подразумевает формирование навыков безопасного поведения и закрепления их на любом этапов дошкольного детства в зависимости от уровня развития детей.
Созданная нами программа «Тайны страны Светофории» направлена на работу с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, с учётом возрастных индивидуальных особенностей.
Её цель: научить ребёнка прогнозировать развитие ситуации на дороге, сформировать у него навыки безопасного поведения, которые станут для ребёнка ориентирами на всю жизнь.
Материал состоит из следующих разделов:
1. Виды транспорта.
2. Наблюдения за светофором.
3. Знакомство с улицей.
4. Дорожные знаки.
5. Правила пешеходов.
6. Наблюдение и знакомство с работой сотрудника ГАИ.
7. Детский травматизм.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
В нашем дошкольном учреждении создана программа экологического воспитания и образования. Основная цель интегрированного курса – это всестороннее развитие индивидуальных и творческих возможностей каждого ребёнка с целью формирования творчески целеустремлённой личности. Её девиз: «От ребёнка - к окружающему миру, от окружающего мира - к ребёнку». Она призвана помочь детям выработать целостное видение окружающего мира и самого себя, самоопределиться относительно природы и общества, занять определённую жизненную позицию. Одним из направлений работы интегрированного курса является развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, протекающей в форме экспериментирования. Действует «Лаборатория природы» ставящая своей целью: овладение практическими способами взаимодействия с окружающей средой, обеспечение мировидения ребёнка, его личностного роста. Естественную потребность в познании дети удовлетворяют, действуя с предметами, активно исследуя окружающее. В результате деятельности в «Лаборатории природы» у детей развивается познавательная активность, самостоятельность, инициативность, совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Разработанная в нашем дошкольном учреждении дополнительная образовательная программа «ЧИТАЙКА» ставит своей целью обучение дошкольников чтению. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, прививать любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Ведущая деятельность – игровая, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на НОД. каждая НОД включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «ЧИТАЙКУ», которое дошкольники проживают как единое целое.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.
Предлагаемые технологии обучения чтению, учитывают возрастные особенности детей, достаточно просты, доступны, используются многочисленные приёмы из детской литературы и фольклора, помогающие закрепить полученные знания.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Созданная а нашем учреждении программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Волшебные ручки», представляет вариант реализации специфических задач художественно-эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему НОД по лепке и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. Лепят везде – в детском саду, в школе и дома. И это неудивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость. А, слепив фигурку, её можно расписать, покрыть лаком, а если надо – нарядить в лоскутки, добавить природные материалы.
Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы. Как любопытно будет показать повзрослевшему ребенку зайчика, которого он слепил в три года!
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.
Особое внимание уделено организации для детей разнообразного опыта двигательного самообразования. Созданные в нашем дошкольном учреждении педагогами программы оздоровления «Расти крепким, малыш» (для детей 3 – 4 лет) и «Здоровый дошкольник» (для детей 5 – 7 лет)являются частью общей программы оздоровления дошкольников и помогают детям шаг за шагом освоить естественные способы творения своего здоровья. Они направлены на детский организм, как единое целое, на сохранение и улучшение здоровья как физического, так и психического. Содержание программного материала построено на интересах ребёнка, «внедряется в его сознание через игровые формы и способствует прочному закреплению основных навыков формирования своего здоровья. Предлагаемые технологии обучения основам здорового образа жизни учитывают возрастные особенности детей, достаточно просты, доступны, используют многочисленные примеры из детской литературы и фольклора.
Программа оздоровления направлена на познание себя и помощь самому себе стать здоровым.
Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются. Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке НОД.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении выстроен портрета выпускника «нового поколения»
К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам) :
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями;
• ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений.