Ользонова Тамара
Организация работы психолого-педагогической службы школы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи ППСШ
Основной – целью деятельности специалистов психолого-педагогическая службы школы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ( деятельности всех его участников: обучающихся, педагогов, родителей, забота о создании условий, необходи-мых для оптимального развития способностей учащихся, их индивидуальности, возможности самореализации в будущем, сохранения их психического и соматического здоровья.
Задачи:
- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
Публикация «Организация работы психолого-педагогической службы школы» размещена в разделах
- сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способно-стей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
- содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата
- оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы;
- создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, социально-педагогической запущенно-стью;
- социально-психологическое просвещение для всех субъектов-участников образователь-ного пространства школы.
Психолого-педагогическая служба представлена специалистами: педагогом – психологом, име-ющим высшую квалификационную категорию, социальным педагогом высшей квалификаци-онной категории, учителем–логопедом первой квалификационной категории и учителем дефектологом.
Основные направления работы ППСШ.
Диагностическое направление.
Профилактическое направление.
Развивающее и коррекционное направление.
Консультативное направление.
1. Диагностическое направление
В школе ежегодно проводится диагностика детей в кризисные периоды развития:
I этап – поступление в школу.
II этап – переход из начальной школы в основную.
III этап – диагностика интеллектуального и познавательного самоопределения.
IV этап – итоговый.
Диагностика, проводимая на этих этапах, позволяет выявить качественные изменения и определить общие тенденции в личностном, умственном, речевом развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т. е. наиболее достоверно представить результаты образова-тельного процесса с точки зрения общей образованности учащихся.
2. Профилактическое направление.
Данное направление деятельности специалистов ППСШ МОУ «Нововилговская средняя школа» является приоритетным.
На первом этапе сопровождения специалисты уделяют большое внимание готовности ребен-ка к школьному обучению. С этой целью реализуется программа диагностики готовности к школе. Обследуются все сферы, от которых может зависеть благополучие будущего первоклассника: интеллектуальная, мотивационная, произвольная и речевая. Родителям и учителю первого класса даются рекомендации, выполнение которых может способствовать успешности ребенка в первые месяцы обучения, а возможно, и на протяжении всех лет обучения в школе.
Для лучшей адаптации детей к школьному обучению, для развития у них учебной мотива-ции была организована Малышкина школа, в которой работают все имеющиеся в школе специа-листы : учитель начальных классов, педагог- психолог, учитель- логопед, дефектолог, учитель ИЗО, учитель ритмики, каждый из которых реализовывал свою образовательную программу. Це-лью предложенных программ является развитие произвольных познавательных процессов, мелкой моторики, развитие способности наблюдать и сравнивать, анализировать, проводить простейшие обобщения, формировать художественную культуру, как неотъемлемую часть культуры духовной. В процессе занятий использовались дыхательные, глазодвигательные, телесные и др. упражнения, широко используется игровая деятельность детей. Родители в ходе обсуждения результатов обучения в Малышкиной школе отмечают положительные изменения в развитии своих детей.
Большая работа с будущими первоклассниками по профилактике дисграфии и дислексии проводится учителем- логопедом. Ею создана специальная авторская программа, целью которой является: содействие процессу подготовки ребёнка к обучению в школе посредством разнообраз-ных заданий с использованием компьютерных технологий.
Предполагается, что материалы, созданные с применением компьютера, способствуют развитию произвольного внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма.
В рамках профилактического направления осуществляется:
просвещение педагогов (выступления на педсоветах школы, проведение психолого-педагогических семинаров);
просвещение родителей (встречи и выступления перед родителями на родительских со-браниях);
просвещение учащихся (через часы общения и др. формы работы).
Традиционными формами просвещения учащихся в области их профессионального само-определения стали: экскурсии в учебные заведения, участие в районных мероприятиях (ярмарках профессий, профессиональные шоу, тренинги профессионального самоопределения, целью кото-рых являются знакомство с миром профессий; воспитание уважительного отношения к обще-ственно-полезному труду и развитие способности сделать собственный осознанный выбор в про-фессиональной сфере.
Тренинги общения и личностного роста с подростками проводимые педагогом- психологом позволяют своевременно с учетом возрастных особенностей предотвращать и решать проблемы общения в ученическом коллективе, способствуют развитию потребности самореализации под-ростков, побуждая их к самовоспитанию.
Для работы с семьёй, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, в школе созданы следующие условия:
формы и методы, используемые в работе, обеспечены педагогическим содержанием;
изучаются медико-психолого-педагогические условия, влияющие на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересы и потребности;
ведется накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
установлена взаимосвязь с различными общественными институтами и структурами, а также органами законодательной и исполнительной власти по представлению и защите интересов детей с ограниченными возможностями;
Совместно с сотрудниками Прионежского реабилитационного Центра детей и подростков с ограниченными возможностями проводится совместная работа по проведению :
социальных опросов и диагностических обследований семей, имеющих ребенка-инвалида;
совместных психолого-медико-социальных консилиумов с целью определения ме-роприятий, проводимых с детьми с ограниченными возможностями;
совместный психолого-педагогический патронаж;
социально – экономическая поддержка семьи (выдача гуманитарной помощи, по-дарков детям к праздникам, выдача профилактических лекарственных средств,
оздоровительные мероприятия (посещение водноспортивного центра «Акватика», участие детей в спортивных оздоровительных лагерях,
культурно- массовые мероприятия (социокультурная реабилитация через театраль-ные лагеря, выезды в театры, канистерапия);
Ведется постоянное информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье
3. Коррекционно – развивающее направление.
В рамках данного направления деятельности в ОУ создана система сопровождения коррекци-онно-развивающей деятельности с детьми, обучающимися в начальной школе, имеющими особые образовательные потребности.
Педагогом-психологом и учителем-логопедом проводятся индивидуальные и групповые кор-рекционно-развивающие занятия для детей с трудностями в обучении, школьной дезадаптацией, с недостатками речевого развития, для детей с ограниченными возможностями и проблемами в эмо-ционально – волевой сфере.
Учителем-логопедом проводятся занятия по устранению недостатков звукопроизношения, по развитию мелкой моторики, звукового анализа и синтеза, слухоречевой памяти детей. Были разра-ботаны и успешно апробированы материалы с использованием компьютера (ИКТ) для проведения логопедических занятий.
Для обеспечения коррекционно-развивающей и диагностической работы с детьми приобре-тен специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих про-грамм (Effecton Studio) «Психология в школе», состоящий из 7 тематических разделов, отражаю-щих основные виды психодиагностической работы школьного психолога, содержащий 43 про-граммных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений (установлен на 10 компьютеров, что позволяет повысить эффективность работы по данному направлению.
Для выявления детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической поддержки, осу-ществляется организация консилиумов по проблемам:
адаптации в 1 классе;
адаптации в 5 классе;
по индивидуальным проблемам учащихся с трудностями в обучении и пове-дении.
В деятельности педагога – психолога особое значение уделяется организации психологиче-ских тренингов.
Психологом школы совместно с коллегами – педагогами разработаны тренинги :
профессионального самоопределения;
лидерских качеств;
общения и личностного роста;
«Школьный бизнес»;
Толерантности
тренинг конструктивного взаимодействия «учитель- ученик»
и такие формы групповой работы с подростками, как
дискуссионный клуб
Деятельность педагога – психолога совместно с педагогами школы в организации занятий дискуссионного клуба "Свободный микрофон» позволяет подросткам приобрести навыки кон-структивного общения, уверенность в возможности высказать собственное мнение и умение его аргументировать.
Обучение программе Школы Лидера способствует развитию лидерских качеств и дает пер-вый опыт участия в ученическом самоуправлении, развивая общественную активность учащихся и их гражданскую позицию.
4. Консультативное направление.
Консультативное направление осуществляется специалистами ППСШ со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. При этом они осуществляют:
проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по пробле-мам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоот-ношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами и родителями, участие в педсоветах, методических объединениях, общешкольных и классных роди-тельских собраниях;
консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, организации школьной жизни, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей.
Специалистами ППСШ разработана система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, созданы карты сопровождения на детей, требующих повышенного индивидуально-го внимания, анализируются результаты деятельности, на основании которых ставятся задачи на новый учебный год.