МИНАСЯН КАРИНЭ РУБИКОВНА
Организация работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности с учетом комплекта И. А. Лыковой
Минасян Каринэ Рубиковна,
воспитатель МАДОУ «детский сад № 74»
Слайд 2.
Детское сердце чутко к призыву
творить красоту. важно только,
чтобы за призывами следовал труд.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3.
Публикация «Организация работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т. п.)
Слайд 4.
В настоящее время растет сеть
альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, внедряются инновационные технологии. Представляем вам анализ образовательной области «Изобразительная деятельность» в некоторых из программ
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы,
обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ :
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
слайд 10
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебнометодических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).
Слайд 11
Для каждой возрастной группы издано отдельное пособие, включающее: задачи художественно-творческого развития детей, календарно-тематическое планирование и систему образовательных ситуаций (занятий нового типа) на весь учебный год. Структура инновационных занятий универсальна, в каждом сценарии представлены:
1) задачи конкретного занятия;
2) художественные и дидактические материалы, оборудование;
3) содержание изодеятельности;
4) интеграция разных видов деятельности;
5) самостоятельная деятельность детей;
6) художественное экспериментирование;
7) взаимодействие педагога с семьей.
Для каждого занятия подобраны оригинальные литературные тексты (загадки, стихи, отрывки сказок и рассказов). В помощь педагогам и родителям предложены учебные рисунки, поясняющие способ создания образа или художественную технику, а также варианты презентации детского творчества (выставки, портфолио, коллективные композиции, инсталляции).
Слайд 12.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебнометодических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа. К наглядно-методическим изданиям относятся:
тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т. д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т. д.);
незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т. д.);
серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»). Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребёнка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ГОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов. Педагогу предоставляется право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также конкретных условий воспитания и развития детей.
Слайд 13
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
СЛАйд 14
Задачи Задачи программы «Цветные ладошки»
Развитие продуктивной деятельности
детей
В аппликативной деятельности поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых кусочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реку, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).
Слайд 15
Развитие детского творчества
Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (Например, сюжеты «Наш город», «Наш аквариум»).
Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (обрывание, сминание, скатывание, наклеивание готовых форм) Учить создавать образы воображения, опираясь на некоторые признаки реальности
(ознакомление с художественной литературой)
Способствовать воспитанию самостоятельности, решительности, творческой активности
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало
Учить передавать характерные особенности аппликативных объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный
Слайд 16
Приобщение к изобразительному искусству.
Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги
Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская игрушка, семеновская и полхов-майданская матрешка).
Слайд 18-19 УМК Художественный труд в детском саду «Умелые ручки»
Система занятий + рабочие Тетради + демонстрационный материал.
Слайд 20
Целостная система занятий с детьми 4-7 лет в процессе организованной и самостоятельной художественной деятельности. Содержание заданий спроектировано в соответствии с задачами общего развития детей на основе интеграции эстетической, познавательной, игровой деятельности. Даны рекомендации по работе педагога с семьей в целях трудового, нравственного и творческого развития детей с учетом возрастных возможностей, гендерных особенностей, индивидуальных способностей.
Слайд 21.
Рекомендуются для индивидуальной работы детей средней, старшей и подготовительной групп в дошкольном учреждении и семье.
Помогут педагогу оптимизировать процесс освоения детьми конкретных способов и технологий с учетом индивидуальных интересов и способностей, позволят формировать у детей планирующую функцию мышления.
Содержат практический материал: силуэты и детали для аппликации и конструирования изделий, варианты орнаментов, выкройки, схемы, модели, технологические карты и т. д.
Обеспечат содержательное взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Могут быть полезны в работе малокомплектного и семейного детского сада, а также в системе дополнительного художественного образования с учетом регионального содержания.