Папки-передвижки

Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности

Лиана Маратовна
Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Программа воспитания

по художественно-эстетической деятельности

для обучающихся (ТМНР)

Пояснительная записка

Дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Ребенок перебирает варианты действий, но это не поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата.

Публикация «Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах

Стимуляция восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие двигательных реакций создают предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция тактильно-осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов различной фактуры, с различными температурными характеристиками

Важным средством развития ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР является его художественно – эстетическая деятельность : занятия лепкой, рисованием, аппликацией досуговые мероприятия.

Эти виды деятельности направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, способствуют развитию зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков обучающихся. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций - фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей. Занятия строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР на начальных этапах изобразительной деятельности. Ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета - формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изображать предмет той или иной формы.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Здесь же формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку.

Эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка с ТМНР, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.

Цель программы– сенсорное и сенсомоторное развитие в процессе целенаправленной систематической стимуляции разных видов восприятия.

Задачи:

• развитие восприятия собственного тела, своих движений;

• стимулирование двигательной активности;

• развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния, вкусовой чувствительности;

• адекватное реагирование на воздействия;

• развитие слухо-зрительной, слухо-двигательной, зрительно-слуховой, зрительно-тактильной, слухо-тактильной координации;

• формирование манипулятивных и целенаправленных предметных действий, необходимых для восприятия предметов, действий с материалами;

• формирование умения взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности;

• развитие собственной активности (реакции на окружающий мир).

Формы и методы работы

В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:

- занятие–беседа;

- практические подгрупповые и фронтальные занятия;

- использование схем и моделей;

- игровые приемы;

- практическая игра;

- дидактические игры и задания;

- игровые упражнения.

Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:

– монологический;

– диалогический;

– исследовательский;

– проблемно–поисковый;

– экспериментальный.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Решение образовательных и коррекционных задач в области художественно –эстетического развитие симулирует общее развитие ребенка.

Лепка

Задачи обучения и воспитания

- Воспитывать у детей интерес к процессу лепки.

- Учить детей проявлять эмоции при работе с пластилином.

- Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.

- Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов.

- Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и показу.

- Учить детей правильно сидеть за столом.

- Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.

- Учить называть предмет и его изображение словом.

- Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

- Учить детей сравнивать готовую лепную поделку с образцом.

- Учить детей выполнять знакомые лепные поделки по речевой инструкции.

- Формировать умение детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную формы предметов.

- Формировать у детей способов обследования предметов.

- Учить использовать в лепке разные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание.

- Учить при лепке передавать основные свойства и отношения предметов ( форма: круглый, овальный; цвет: красный, желтый, зеленый, черный, коричневый; размер: большой, средний, маленький; пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа).

- Воспитывать оценочные представления к своим работам и работам сверстников

Аппликация

Задачи обучения и воспитания

- Воспитывать у детей интерес к аппликации.

- Учить правильно сидеть за столом, выполнять задание по подражанию и показу.

- Учить детей располагать и наклеивать изображения предметов из бумаги.

- Знакомить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации.

- Учить детей называть словом предмет и его изображение.

- Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и к ее результатам.

- Учить выполнять аппликацию по образцу, наклеивая предметы разной формы, величины и цвета, называть внешние признаки предмета.

- Учить детей ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу.

- Воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.

- Развивать умение детей правильно располагать на листе бумаги заготовки аппликации, рассказывая о последовательности их наклеивания.

- Учить детей самостоятельно создавать предметные изображения, постепенно переходя к созданию сюжетных изображений.

Рисование

Задачи обучения и воспитания

- Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами- фломастерами, красками, карандашами, мелками.

- Учить детей правильно сидеть за столом.

- Формировать у детей представление о рисунке как об изображении объектов и явлений природы.

- Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании различными средствами.

- Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами.

- Учить детей проводить прямые, закругленные и прерывистые линии.

- Учить детей называть предмет и его изображение словом.

- Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и к ее результатам.

- Учить детей правильно держать карандаш, пользоваться кисточкой.

- Учить передавать в рисунках внешние признаки предметов ( форма: круглый, овальный; величина: большой, маленький; цвет: красный, синий, зеленый, желтый).

- Учить детей ориентироваться на листе бумаги - вверху, внизу.

- Подготавливать детей к выполнению сюжетных рисунков.

- Учить детей участвовать в коллективном рисовании.

- Закреплять умение называть свои рисунки.

- Создавать условия для формирования способов обследования предметов при рисовании (обведение по контуру).

Музыка

Задачи обучения и воспитания

- Формирование у детей интереса к музыкальной культуре.

- Приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыки и кукольного театра.

- Развитие умений вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные произведения.

- Развитие умения прислушиваться к мелодии и словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен.

- Развитие ритмичности движений, умений ходить, бегать, плясать, выполнять простейшие движения под музыку.

- Формирование практических навыков участия в музыкально-дидактических играх, навыков сотрудничества со сверстниками.

- Приобщение детей к участию в коллективной досуговой деятельности.

- Формирование индивидуальных художественно-творческих способностей школьников.

По окончании этапов обучения дети могут:

Лепка.

- активно реагировать на предложение взрослого полепить;

- лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);

- положительно относиться к результатам своей работы.

Аппликация.

- адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;

- соотносить ее с реальными объектами;

- положительно относиться к своей работе.

Рисование.

- адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать;

- обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;

- проводить прямые, волнистые, прерывистые, закругленные линии различными изобразительными средствами;

- соотносить рисунок с реальными объектами, называть их;

- положительно относиться к результатам своей работы.

Музыкальное воспитание.

- различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально

реагировать жестом, действием, словом на звучание знакомой мелодии;

- прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова, слоги;

- выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);

- участвовать в коллективной досуговой деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

пластичные материалы: пластилин;

инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка;

• материалы и инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски;

• приемы рисования карандашом, кисточкой

Уметь:

• активно реагировать на предложение взрослого полепить, выполнить аппликацию, порисовать;

• отрывать бумагу; намазывать всю поверхность клеем;

• разминать пластилин, тесто; отрывать кусочки материала от целого куска; отщипывать кусочек материала от целого куска; размазывать пластилин по шаблону (внутри контура); катать шарик на доске (в руках);

• рисовать точки; рисовать линии соединяя точки; закрашивать внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)

Содержание программы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 1ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Сентябрь Красный

Рассматривание и ощупывание материалов красного цвета (разные образцы бумаги, пластилин).

2 Октябрь Красный Рассматривание и ощупывание материалов желтого цвета (разные образцы бумаги, пластилин).

3

Ноябрь Красный

Разрывание бумаги, разминание пластилина красного цвета по шаблону.

4

Декабрь

Желтый Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону.

5

Январь Красный

Размазывание краски, пластилина красного цвета по шаблону.

6

Февраль Желтый Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону.

7 Март Красный Аппликация из отрывной бумаги

красного цвета.

8

Апрель Желтый Аппликация из отрывной бумаги

желтого цвета.

9

Май Красный Соединение точек карандашом соответствующего цвета.

Желтый

Красный

Работа с родителями

В процессе работы программе сотрудничества с семьей учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (лиц, их заменяющих) :

• принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;

• повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с ТМНР;

• повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;

• понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;

• повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с образовательной организацией:

• активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;

• активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1

Сентябрь «Так ли важно рисование в жизни ребенка» Родительское собрание

Выставка поделок

Консультация

Консультация

««Осенний букет»

«Эстетическое воспитание в семье»

«Совместная детско-родительская деятельность по эстетическому воспитанию»

2 Февраль «Зима»

Совместная деятельность детей и родителей

Консультация

Совместная деятельность детей и родителей

«Формирование эмоциональной отзывчивости ребенка»

«Теремок»

3

Май «Пальчиковая палитра» Консультация

Консультация

Совместная деятельность детей и родителей

«Такие разные материалы для аппликации»

«Колобок»

Список литературы

1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др. ; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич.

2-е изд. - Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.

2. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизического развития/ Е. А. Якубовская, Т. В. Лисовская, И. В. Ковалец и др. – Мн. : ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.

3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. -метод. пособие/ М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др. ; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн. : БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

4. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И. Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. - метод. пособие / С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд» Пояснительная записка. Направленность программы «Особый взгляд» является программой художественно-творческой направленности, предполагает.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки» Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Песочные картинки" Возрастной диапазон: 4 - 5 лет.

Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ Работа по художественно-эстетическому развитию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Коллективная аппликация по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе «На улицах города»Коллективная аппликация по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе «На улицах города» Цель:формирование представления у детей о правилах дорожного движения. Задачи:познакомить детей с понятиями "пассажир" и "пешеход"; 2)закреплять.

Конспект ООД по художественно-эстетической деятельности «Клубочки для котят» Возраст воспитанников (третий год жизни) Виды деятельности: художественно-эстетическая, коммуникативная, игровая. Образовательные области:.

Программа КОП художественно — эстетической направленности с элементами ТН «Домик в деревне с помощью программы «Paint»» Актуальность: Компьютер нам поможет не только играть в различные игры, писать, считать, но и рисовать. Навыки создания несложных рисунков.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальной творческой личности, способной внести свой вклад в духовное и социально-экономическое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности
Опубликовано: 2 марта 2019 в 18:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Маратовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД