Лиана Маратовна
Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитания
по художественно-эстетической деятельности
для обучающихся (ТМНР)
Пояснительная записка
Дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Ребенок перебирает варианты действий, но это не поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата.
Публикация «Программа воспитателя по художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
Стимуляция восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие двигательных реакций создают предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция тактильно-осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов различной фактуры, с различными температурными характеристиками
Важным средством развития ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР является его художественно – эстетическая деятельность : занятия лепкой, рисованием, аппликацией досуговые мероприятия.
Эти виды деятельности направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, способствуют развитию зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков обучающихся. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций - фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей. Занятия строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи.
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР на начальных этапах изобразительной деятельности. Ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета - формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.
Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изображать предмет той или иной формы.
Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Здесь же формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку.
Эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка с ТМНР, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
Цель программы– сенсорное и сенсомоторное развитие в процессе целенаправленной систематической стимуляции разных видов восприятия.
Задачи:
• развитие восприятия собственного тела, своих движений;
• стимулирование двигательной активности;
• развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния, вкусовой чувствительности;
• адекватное реагирование на воздействия;
• развитие слухо-зрительной, слухо-двигательной, зрительно-слуховой, зрительно-тактильной, слухо-тактильной координации;
• формирование манипулятивных и целенаправленных предметных действий, необходимых для восприятия предметов, действий с материалами;
• формирование умения взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности;
• развитие собственной активности (реакции на окружающий мир).
Формы и методы работы
В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:
- занятие–беседа;
- практические подгрупповые и фронтальные занятия;
- использование схем и моделей;
- игровые приемы;
- практическая игра;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
– монологический;
– диалогический;
– исследовательский;
– проблемно–поисковый;
– экспериментальный.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Решение образовательных и коррекционных задач в области художественно –эстетического развитие симулирует общее развитие ребенка.
Лепка
Задачи обучения и воспитания
- Воспитывать у детей интерес к процессу лепки.
- Учить детей проявлять эмоции при работе с пластилином.
- Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.
- Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов.
- Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и показу.
- Учить детей правильно сидеть за столом.
- Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.
- Учить называть предмет и его изображение словом.
- Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
- Учить детей сравнивать готовую лепную поделку с образцом.
- Учить детей выполнять знакомые лепные поделки по речевой инструкции.
- Формировать умение детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную формы предметов.
- Формировать у детей способов обследования предметов.
- Учить использовать в лепке разные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание.
- Учить при лепке передавать основные свойства и отношения предметов ( форма: круглый, овальный; цвет: красный, желтый, зеленый, черный, коричневый; размер: большой, средний, маленький; пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа).
- Воспитывать оценочные представления к своим работам и работам сверстников
Аппликация
Задачи обучения и воспитания
- Воспитывать у детей интерес к аппликации.
- Учить правильно сидеть за столом, выполнять задание по подражанию и показу.
- Учить детей располагать и наклеивать изображения предметов из бумаги.
- Знакомить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации.
- Учить детей называть словом предмет и его изображение.
- Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и к ее результатам.
- Учить выполнять аппликацию по образцу, наклеивая предметы разной формы, величины и цвета, называть внешние признаки предмета.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу.
- Воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
- Развивать умение детей правильно располагать на листе бумаги заготовки аппликации, рассказывая о последовательности их наклеивания.
- Учить детей самостоятельно создавать предметные изображения, постепенно переходя к созданию сюжетных изображений.
Рисование
Задачи обучения и воспитания
- Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами- фломастерами, красками, карандашами, мелками.
- Учить детей правильно сидеть за столом.
- Формировать у детей представление о рисунке как об изображении объектов и явлений природы.
- Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании различными средствами.
- Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами.
- Учить детей проводить прямые, закругленные и прерывистые линии.
- Учить детей называть предмет и его изображение словом.
- Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и к ее результатам.
- Учить детей правильно держать карандаш, пользоваться кисточкой.
- Учить передавать в рисунках внешние признаки предметов ( форма: круглый, овальный; величина: большой, маленький; цвет: красный, синий, зеленый, желтый).
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги - вверху, внизу.
- Подготавливать детей к выполнению сюжетных рисунков.
- Учить детей участвовать в коллективном рисовании.
- Закреплять умение называть свои рисунки.
- Создавать условия для формирования способов обследования предметов при рисовании (обведение по контуру).
Музыка
Задачи обучения и воспитания
- Формирование у детей интереса к музыкальной культуре.
- Приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыки и кукольного театра.
- Развитие умений вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные произведения.
- Развитие умения прислушиваться к мелодии и словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен.
- Развитие ритмичности движений, умений ходить, бегать, плясать, выполнять простейшие движения под музыку.
- Формирование практических навыков участия в музыкально-дидактических играх, навыков сотрудничества со сверстниками.
- Приобщение детей к участию в коллективной досуговой деятельности.
- Формирование индивидуальных художественно-творческих способностей школьников.
По окончании этапов обучения дети могут:
Лепка.
- активно реагировать на предложение взрослого полепить;
- лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);
- положительно относиться к результатам своей работы.
Аппликация.
- адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;
- соотносить ее с реальными объектами;
- положительно относиться к своей работе.
Рисование.
- адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать;
- обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;
- проводить прямые, волнистые, прерывистые, закругленные линии различными изобразительными средствами;
- соотносить рисунок с реальными объектами, называть их;
- положительно относиться к результатам своей работы.
Музыкальное воспитание.
- различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально
реагировать жестом, действием, словом на звучание знакомой мелодии;
- прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова, слоги;
- выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);
- участвовать в коллективной досуговой деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
• пластичные материалы: пластилин;
• инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка;
• материалы и инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски;
• приемы рисования карандашом, кисточкой
Уметь:
• активно реагировать на предложение взрослого полепить, выполнить аппликацию, порисовать;
• отрывать бумагу; намазывать всю поверхность клеем;
• разминать пластилин, тесто; отрывать кусочки материала от целого куска; отщипывать кусочек материала от целого куска; размазывать пластилин по шаблону (внутри контура); катать шарик на доске (в руках);
• рисовать точки; рисовать линии соединяя точки; закрашивать внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)
Содержание программы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 1ГОД ОБУЧЕНИЯ
1
Сентябрь Красный
Рассматривание и ощупывание материалов красного цвета (разные образцы бумаги, пластилин).
2 Октябрь Красный Рассматривание и ощупывание материалов желтого цвета (разные образцы бумаги, пластилин).
3
Ноябрь Красный
Разрывание бумаги, разминание пластилина красного цвета по шаблону.
4
Декабрь
Желтый Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону.
5
Январь Красный
Размазывание краски, пластилина красного цвета по шаблону.
6
Февраль Желтый Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону.
7 Март Красный Аппликация из отрывной бумаги
красного цвета.
8
Апрель Желтый Аппликация из отрывной бумаги
желтого цвета.
9
Май Красный Соединение точек карандашом соответствующего цвета.
Желтый
Красный
Работа с родителями
В процессе работы программе сотрудничества с семьей учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (лиц, их заменяющих) :
• принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
• повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с ТМНР;
• повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
• понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
• повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с образовательной организацией:
• активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;
• активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1
Сентябрь «Так ли важно рисование в жизни ребенка» Родительское собрание
Выставка поделок
Консультация
Консультация
««Осенний букет»
«Эстетическое воспитание в семье»
«Совместная детско-родительская деятельность по эстетическому воспитанию»
2 Февраль «Зима»
Совместная деятельность детей и родителей
Консультация
Совместная деятельность детей и родителей
«Формирование эмоциональной отзывчивости ребенка»
«Теремок»
3
Май «Пальчиковая палитра» Консультация
Консультация
Совместная деятельность детей и родителей
«Такие разные материалы для аппликации»
«Колобок»
Список литературы
1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др. ; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич.
2-е изд. - Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.
2. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизического развития/ Е. А. Якубовская, Т. В. Лисовская, И. В. Ковалец и др. – Мн. : ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.
3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. -метод. пособие/ М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др. ; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн. : БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
4. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И. Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. - метод. пособие / С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.