Приложение МААМ

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности

Ирина Петухова
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Публикация «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности» размещена в разделах

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью» В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно– дидактических игр. Я предлагаю, такие игры как: «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и д. р. Творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт, портрет», «Портрет художника», «Краски букетов», «Интервью с акварелью», «Цветные сценки», «Кто самый белый» и д. р.

Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда : кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей :

1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение “погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, способность Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать-Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования) во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Нескольких интересных технологиях нетрадиционного рисования.

Объемная краска из муки

Необходимые материалы:1 стакан муки;3 ч. л, разрыхлителя; 1. л. соли; вода; красители или краска. Смешайте все сухие ингредиенты. Разбавьте смесь водой до консистенции теста на оладьи. Тщательно перемешайте тесто венчиком, чтобы не было комков. Разделите смесь на столько частей, сколько хотите иметь цветов. Подкрасьте пищевыми красителями.

Рисовать лучше на листе картона кистью, ватными палочками или выдавливать краску из пакета/бутылки. Когда картина будет нарисована, поместите в микроволновку на 30 сек. Вы увидите как краска увеличится в объеме. Прежде чем отдать готовый шедевр ребенку убедитесь в том, что краска остыла.

Уважаемые коллеги, разрешите представить Вам еще одну технологию

«Декупаж, или Рисуем салфетками» Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В качестве основ под декупаж подходит любое слабо впитывающее основание. На чем можно применять эту технику? На следующих основаниях: Древесина,Фанера, обработанная или нет. Пластик — окрашенный, прозрачный, гладкий, шершавый. Стекло и изделия из него. Фарфор, фаянс.

Этапы создания «Декупажаа»

1. Идея

На этом этапе зарождается проект будущей работы. Выбираются объекты декорирования, материалы и инструменты.

2. Предварительная обработка

На этой стадии Вы проводите обработку поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета.

Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

3. Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется Вам в процессе работы.

4. Приклеивание

Мотив из салфетки прикладываем на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинаем приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.

Техника «Айрис фолдинг» радужное складывание возникла на территории Голландии. Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста, особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображение радует глаз объёмом и ярким пространственным решением. Сегодня широкое применение при создании работ в данной технике получили атласные ленты, бархатная бумага, подарочная бумага и цветной картон.

1. Выбранный фрагмент рисунка вырезается по контуру.

2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.

3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

4. Аппликация, если это необходимо, дополняется деталями.

Например: «Цветок»

На изнаночной стороне обводим и вырезаем по контуру цветок, подкладываем нашу схему. Чтобы она не двигалась и не сошла с места, прикрепляем ее скрепками. У нас четыре стороны, поэтому мы выбираем четыре цвета, чтобы цветок наш получился ярким! Нарезаем полоски цветной ксероксной бумаги. Подготавливаем полоски яркой бумаги, их размер зависит от размера рисунка и исходного шаблона. Так если шаблон 10см на 10см, то полоски 11см на 2см. Следует учесть то, что каждая следующая полоска короче на 1 см, поэтому можно заготовить полоски разной длины, либо от длинной отрезать полоску нужной длины. Сгибаем полоски пополам. Наши заготовки готовы.

Приступаем! Отмечаю, что вся работа ведется на изнаночной стороне! Вокруг полоски с цифрой 1 смазываем клеем. Очень важно, чтобы клей не попал на саму схему! Далее поворачиваем на сторону с полоской 2. Берем второй цвет и наклеиваем по полоске на схеме. Двигаемся дальше по кругу, следуя нашим цифрам. Далее отсоединяем скрепки, и переворачиваем. Изнаночную сторону можно заклеить белой или цветной бумагой.

Публикации по теме:

Развитие речи и творческих способностей детей в совместной познавательно-продуктивной деятельности Слайд 1. Сергиенко Елена Викторовна - воспитатель группы компенсирующей направленности. С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с.

Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка – является одной из задач ФГОС. Ребёнок.

Консультация для педагогов «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Консультация для педагогов «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Детский возраст.

Консультация для воспитателей «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» Слайд №1 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников и организация работы по художественно-эстетическому воспитанию» Слайд.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Консультация для воспитателей Тема: «Современные.

Развитие художественно-творческих способностей современных дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности Продуктивная деятельность в детском саду является важной частью воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего.

Развитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельностиРазвитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание.

Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет Введение Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности
Опубликовано: 19 мая 2019 в 18:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петухова (УИ 346062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД