Мария Берилова
Организация работы по развитию навыков общения воспитанников Цссв
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития в детском возрасте стала приоритетной для отечественной психологии с 30-х годов прошлого века. Уже тогда Л. С. Выготским была сформулирована идея о существовании системы социальных отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Именно эта система определяет динамические изменения, благодаря которым ребенок приобретает новые свойства личности. Общение занимает особое положение в ходе формирования личности. Разработаная программа по развитию навыков общения.
Публикация «Организация работы по развитию навыков общения воспитанников Цссв» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1.03.08 Игра «Имя» -проверить самооценку детей,
-поднять настроение
4.03.08 КТД «Пришла весна» - развивать навыки общения в процессе творчества,
- эстетическое воспитание, ведущее к позитивному восприятию окружающего и окружающих детей
Игра «Дотронься до.» - воспитание коллективизма, дружелюбности
7.03.08 КТД «Пришла весна»
- развивать навыки общения в процессе творчества,
- эстетическое воспитание, ведущее к позитивному восприятию окружающего и окружающих детей
Игра «Перебежки» - воспитание дружелюбности и развитие общения детей в процессе игры
10.03.08 КТД «Пришла весна»
- развивать навыки общения в процессе творчества,
- эстетическое воспитание, ведущее к позитивному восприятию окружающего и окружающих детей.
Беседа «Как относиться к хамству в свою сторону?»
- воспитание правильного поведения, этики, общей воспитанности внутри коллектива и вне его;
- - закрепить у детей адекватную реакцию на грубость в свою сторону, воспитывая дружелюбность
13.03.08 КТД «Пришла весна»
- развивать навыки общения в процессе творчества,
- эстетическое воспитание, ведущее к позитивному восприятию окружающего и окружающих детей
Игра «Чьи детки?»
- воспитание дружелюбности в процессе игры о животных, снятие нервного напряжения
16.03.08 КТД «Пришла весна»
- развивать навыки общения в процессе творчества,
- эстетическое воспитание, ведущее к позитивному восприятию окружающего и окружающих детей
Беседа «Когда дружба может перейти в любовь?»
-закрепить знание чувств детьми, уточнить разницу между ними, нравственное воспитание личности каждого ребенка.
19.03.08 Выставка плакатов КТД
- учить детей ценить свой и чужой труд,
- учить адекватно, оценивать собственные и чужие достижения
Игра– драматизация
«Кто сказал Мяу» -воспитывать умение работать дружно, вместе, коллективно, помогая друг другу
26.03.08 Математический вечер «В стране математики» -формировать положительное отношение к математике, развивать чувство коллективизма
КТД «Фрукты» - воспитание чувства коллективизма, умения работать вместе, закрепления знания фруктов
1.04.08 Математический вечер «В стране математики» -формировать положительное отношение к математике, развивать чувство коллективизма
КТД «Фрукты» - воспитание чувства коллективизма, умения работать вместе, закрепления знания фруктов
4.04.08 Математический вечер «В стране математики»
КТД «Фрукты» -формировать положительное отношение к математике, развивать чувство коллективизма
- воспитание чувства коллективизма,
умения работать вместе, закрепления знания фруктов
7.04.08 Игра «Фанты» - воспитание соревновательного чувства внутри группы, а также коллективизма, дружелюбности
-поднять настроение
10.04.08 КТД «Квартирный вопрос» - воспитание трудолюбия, умения работать вместе, дружно.
14.04.08 Беседа «Вредные привычки» -профилактика вредных привычек
КТД «Ягоды» - воспитывать творчески, работать, помогая друг другу.
17.04.08 КТД «Ягоды»
-воспитывать творчески, работать, помогая друг другу.
Игра «Фанты» -воспитание соревновательного чувства внутри группы, а также коллективизма, дружелюбности
20.04.08 КТД «Ягоды»
-воспитывать творчески, работать, помогая друг другу.
Игра «Сложи картинку» -поднятие настроения и настройка на позитив
24.04.08 КТД «Ягоды»
-воспитывать творчески, работать, помогая друг другу.
Проведение занятия на закрепление остаточных знаний по беседе «Вредные привычки» -Профилактика вредных привычек
1.05.08 Игра «Имя» -проверить самооценку детей,
-поднять настроение
4.05.08 КТД «Май»
- продолжать воспитывать умение работать коллективно, дружно, помогая друг другу
Игра «Мои 5 самых» -воспитывать умение дружелюбно обращаться к другим и вести беседу
8.05.08 КТД «Май»
Игра «Мои 5 самых» - продолжать воспитывать умение работать коллективно, дружно, помогая друг другу
-воспитывать умение дружелюбно обращаться к другим и вести беседу
12.05.08 КТД «Май»
- продолжать воспитывать умение работать коллективно, дружно, помогая друг другу
Проведение занятие на закрепление беседы «Когда дружба может перейти в любовь?» -закрепить знание чувств детьми, уточнить разницу между ними, нравственное воспитание личности каждого ребенка.
16.05.08 КТД «Май»
- продолжать воспитывать умение работать коллективно, дружно, помогая друг другу
Проведение занятие на закрепление «Дотронься до.»
-воспитание дружелюбности, коллективизма
20.05.08 КТД «Май»
- продолжать воспитывать умение работать коллективно, дружно, помогая друг другу
Проведение занятие на закрепление беседы «От шалости до беды, один шаг» - воспитание норм поведения, этики, общей воспитанности внутри коллектива
24.05.08 Выставка работ посвященных Маю - поднятие настроения и признание творчества детей остальными.
Для проведения наблюдения была выбрана группа из 18 девочек разного возраста и уровня развития, воспитываемых в ЦССВ -Департамента социальной защиты населения города Москвы. Для выявления особенностей развития общения у детей данной группы были проведены анкетирование и наблюдение.
Анализ ситуативной направленности реакций в общении у детей с интеллектуальными нарушениями показывает наличие агрессивных тенденций: вспыльчивости, несдержанности. Сочетание этих факторов представляет собой, по сути, синкретическое, недифференцированное отношение ребенка к партнеру и к самому факту коммуникации. Общение выступает в качестве фактора внутренней дифференциации личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Среди всех детей группы можно выделить трёх лидеров, все дети контактны, любят внимание, похвалу, но часто агрессивно реагируют на замечания в свою сторону, хотя сами охотно делают замечания другим. Даже при отсутствии речи дети легко идут на контакт, стараются общаться жестами и мимикой с другими детьми, имеют положительные установки на общение с окружающими. У детей наблюдаются частые аффективные вспышки, как мотивированные, так и нет. У детей преобладает физическая агрессия по отношению к детям и взрослыми. Вербальная агрессия проявляется в виде ссор, крика, визга, ругани нецензурными словами. Аутоагрессия проявляется у большинства девочек во взрывах ярости, биении головой об стену или пол, кусании рук. Почти все дети в группе очень раздражительны, всегда готовы к проявлению негативных чувств при малейшем перевозбуждении. Некоторые дети в конфликтных ситуациях негативно настроены, от пассивного сопротивления до активной борьбы. Встречаются в группе и дети, которые завидуют другим детям и поэтому вступают в открытые конфликты. Многие дети склонны к излишней подозрительности, иногда патологической, вплоть до полной уверенности ими, что окружающие хотят им причинить что-то плохое и опасное для жизни.
В учебное время у детей реже проявляются агрессивные реакции, к примеру, физическая агрессия проявляется лишь тогда, когда ребенку что-то не удается и то, лишь направленная в свою сторону. Все дети хотят учиться и охотно ходят на уроки.
Анализ результатов наблюдения позволил выявить уровни сформированности навыков общения детей данной группы, выраженным процентным отношением. Примерно у половины детей группы (44%) средний уровень развития навыков общения. Общаются дети с взрослыми меньше, нежели с детьми. Застенчивыми являются больше половины детей. Негативизм проявляются чаще оптимизма. Дети не всегда умеют привлечь внимание адекватными способами и удержать его. Редко используют невербальные средства общения. Низкий уровень характерен для 28% детей группы. Дети очень замкнуты, не имеют друзей, не могут привлечь внимание, неадекватно используют вербальные и невербальные средства общения. И только у 28% детей группы наблюдается достаточно высокий уровень развития общения, при этом дети не испытывают трудностей в общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками.
По итогам проведения игр, бесед, коллективно-творческих дел, мы пришли к выводу, что уровень развития навыков общения у данной группы детей стал значительно выше. Девочки стали испытывать меньше трудностей в процессе совместной деятельности. Дети стали дружнее, общительнее, стали более понимающими, отзывчивыми. Некоторым очень помогли коллективно-творческие дела. После проведения комплекса коллективно-творческих дел дети стали сами предлагать другим детям вместе поиграть, порисовать. Что очень благоприятно для коллектива в целом. Подвижные игры помогали снять стресс и поднимали настроение. Во время занятий наблюдалось снижение агрессивных реакций на трудности. Для некоторых детей очень полезным было проведение этических бесед, так как дети не всегда знали, как правильно решать конфликтные ситуации.
В целом можно сделать вывод о положительном влиянии проведенной работы на развитие общения детей данной группы.