Солонина Светлана
Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по художественно-эстетическому развитию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
Игры – в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступают в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель».
Публикация «Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Специфика детского рисования заключается в том, что рисуя, он реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастает в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
Игры-занятия – их основная задача – формировать структуру самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура игр-занятий с дошкольниками повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей и состоит из трех частей: обследовательской, исполнительской и оценочной. Характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, програм-много содержания, уровня подготовки детей.
Во время обследовательской части проводятся:
Рассматривание и анализ образца;
Ощупывание или обведение натуры по контуру;
Чтение и анализ текста;
Беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи;
Составление описания обследованного образца, предмета, ситуации.
Именно в этой части роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводятся рисование, лепка, аппликация по подражанию, по образцу, с натуры, по представлению, по замыслу, по заданной теме.
Роль воспитателя или педагога по изодеятельности сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В оценочной части воспитатель вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изобра-жение с предметом, ситуацией или текстом. Такова структура непосредст-венно организованной образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому воспитанию. При планировании таких форм на неделю, месяц, год естественно, учитывается все разнообразие ее видов.
Примерная схема
планирования игр-занятий по изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность Рисование
Создание методического обеспечения
Фронтальные игры-занятия 2 раза в неделю, утро
Традиционное:
- предметное;
- рисование с натуры;
- сюжетное;
- по замыслу;
- декоративное
Младшая группа- 2-3 занятия в месяц; средняя-2; старшая и подготовительная к школе – 2.
Старшая и подготовительная к школе группы – 1 занятие в месяц.
Старшая возрастная и подготовительная к школе группы - 2 занятия в месяц.
Младшая и средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.
Средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.
Комплексное По ознакомлению с природой. С музыкальным занятием.
По искусству Одно занятие в месяц, утро.
Индивидуальные:
- домашние задания;
- по отработке приемов рисования;
- связанные с деятельностью детей.
Вечер.
Выставки детских работ – все детские работы воспитатель обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Экскурсии – включают подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восп-риятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдения, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
Литература: Толстикова С. Н., Виноградова Н. А.
«Художественно-творческое воспитание дошкольников»
Творческий Центр Сфера, Москва 2013 г.