Ирина Овсянникова
Из опыта работы по развитию творческих двигательных способностей у дошкольников «Движение в радость»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках детского спортивного фестиваля «Белый медвежонок"
Инновационный проект в сфере физкультурно – оздоровительной работы с
дошкольниками.
В настоящее время мы педагоги детских садов находимся в постоянном поиске, разработке инновационных технологий, обеспечивающих развитие индивидуальности ребенка. В своей работе уделяем большое внимание развитию творческих двигательных способностей наших воспитанников. Творческие способности дошкольника раскрываются в активной деятельности. Даже самые простые физические упражнения дают пищу для детской фантазии.
Публикация «Из опыта работы по развитию творческих двигательных способностей у дошкольников „Движение в радость“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Основываясь на технологии «Движения в радость» (В. Шебеко, Н. Ермак) разработали серию игровых комплексов утренней гимнастики. Для детей младшего дошкольного возраста комплексы построены на сюжетах сказок, потешек, песенок. Для детей старшего дошкольного возраста сюжетные игровые занятия построены на основе литературных произведений. Игровые гимнастики играют особую роль в развитии двигательного творчества. Они обладают высоким эмоциональным зарядом, вариативностью двигательного содержания. Ребята самостоятельно развивают и обогащают игровые действия, ищут образные, характерные для персонажей движения, имитируют повадки животных и птиц, тем самым повышается двигательная активность детей, желание заниматься физкультурой, выполнять физические упражнения.
Цель работы :
Развитие двигательного творчества дошкольников, повышение двигательной активности в течение дня.
Задачи:
• Содействовать гармоничному физическому развитию детей, способствовать становлению и обогащению двигательного опыта дошкольников;
• Формировать у детей представления о средствах двигательной выразительности;
• Побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции;
• Учить придумывать движения к предложенному сюжету;
• Способствовать умению перевоплощаться, искренне выражать чувства;
• Учить искать образные средства выразительности движений;
• Побуждать к самостоятельному показу творческой композиции, способствовать творческому самовыражению.
Самые простые физические упражнения дают пищу детской фантазии, поэтому в каждый комплекс включили творческие задания. Они побуждают детей к самостоятельному поиску творческой композиции, ставят детей перед необходимостью «придумать» движение, найти элементы, средства, способы их выразительности, новые формы движений (придумай упражнение, чтобы оно помогло твоему туловищу быть гибким или покажи упражнение, которое можно выполнять только руками и т. д.)
Каждый комплекс объединен рассказом-пояснением, что помогает детям легко войти в воображаемую ситуацию, развивает способность к перевоплощению. Например, комплекс упражнений по сюжету сказки «Кто сказал «Мяу»?
«Ребята, сегодня наше занятие называется «Кто сказал «Мяу». Выберите себе коврик и покажите, как спит щенок на коврике. Какие разные щенки: кто на бочок лег, кто на спинку. Вдруг щенок услышал «Мяу», вскочил и побежал (бег на четвереньках). Увидел петуха, который важно ходил во дворе, (покажите, как важно ходит петух - ходьба с подражанием). Вдруг петух закричал «Ку-ка-ре-ку» и снова пошел, высоко поднимая ноги (ходьба с высоким подниманием колен). Щенок понял, что это не петух сказал «Мяу» и побежал домой (легкий бег). Около крыльца встретил мышонка, который прыгал легко на носочках (покажите, как прыгает мышонок). Попрыгал мышонок и спрятался в норку (присели, наклонили голову). Щенок побежал дальше, увидел пруд и бултыхнулся в воду (дети ложатся на коврик). В пруду живет рыбка (превращайтесь в рыбок и плавайте, кто как хочет). «Это ты сказала «Мяу»?» - спросил щенок у рыбки. Услышала это лягушка и рассмеялась. Превращайтесь в лягушек и попрыгайте на двух ногах, широко расставив колени, отведите руки в стороны и квакайте так, будто лягушка смеется. Мокрый щенок пошел домой (покажите, как идет мокрый щенок). А теперь покажите щенку, кто сказал «Мяу» (покажите, как ходит кошечка, как мяукает, шипит и выгибает спинку). Щенок теперь все понял, пришел домой и улегся на коврик. Отдыхайте на коврике, а я вам спою песенку «Серенькая кошечка» (релаксация)».
Для разработки комплексов используем произведения, рекомендованные программой «Детство».
По младшему возрасту разработали комплексы утренней гимнастики по мотивам сказок, как русских народных, так и авторских.
Комплекс упражнений по мотивам сказки «Репка»
Цель: формировать у детей представления о средствах двигательной выразительности; побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции.
Комплекс упражнений по мотивам сказки «Кто сказал «Мяу»?
Цель: учить детей придумывать движения к предложенному сюжету, способствовать умению перевоплощаться, искренне выражать чувства.
Комплекс упражнений по мотивам сказки «Колобок»
Цель: учить детей входить в воображаемую ситуацию, искать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Комплекс упражнений по мотивам сказки К. Чуковского «Цыплёнок»
Цель: побуждать детей к самостоятельному показу творческой композиции, способствовать творческому самовыражению.
По старшему возрасту разработали комплексы упражнений по следующим темам:
Комплекс упражнений по теме «Лихие моряки»
Цель: развивать фантазию, чёткость и выразительность действий, быстроту реакции в различных двигательных заданиях.
Комплекс упражнений по теме «Бравые солдаты»
Цель: вовлекать детей в активное подражание способам действий, внося в них свои изменения; побуждать к творческому самовыражению.
Комплекс упражнений по теме «Непоседы»
Цель: учить детей создавать новые формы движений, обогащать двигательный опыт.
Комплекс упражнений по теме «Затейники»
Цель: учить детей придумывать движения, находить средства и способы их выразительности, активно использовать приобретённые навыки в выполнении разных двигательных заданий, побуждать к активному творческому самовыражению.
Комплекс упражнений по теме «Волшебный мешочек»
Цель: обогащать двигательный опыт детей, стимулировать инициативные действия в разных видах упражнений, результативно манипулировать мешочком.
Комплекс упражнений по теме «Цирк»
Цель: учить детей искать образные средства выразительности движений, развивать способность импровизации, быстроту и лёгкость ориентировки в новых ситуациях.
Предлагаемые физкультурные упражнения направлены на развитие двигательного творчества дошкольников. Они исключают привычку механического повторения движений, активизируют мышление и способствуют успешному применению знакомых упражнений в нестандартных условиях. Данные комплексы могут быть рекомендованы для использования в работе воспитателям, инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений, родителям.