Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №66 расположен в районе технологического университета им. В. Г. Шухова, улиц Губкина, Костюкова, с интенсивным движением различного автотранспорта.
Между МАДОУ ЦРР - д/с №66 и Лицеем №38 проходит узкая дорога, которая имеет достаточно крутой склон и поворот. Интенсивность движения по дороге наиболее повышена в утреннее и вечернее время, когда родители приводят и забирают детей. Выход из ворот детского сада находится вблизи от дороги. Поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МАДОУ ЦРР – д/с № 66 особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Публикация «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Исходя из возрастных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста выявлено, что дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению на дороге, как взрослые. Они не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке проезжей части, не умеют оценить скорость и расстояние.
Основываясь на данных фактах, педагоги МАДОУ создают условия, ориентирующие ребенка не только на изучение правил дорожного движения, но прежде всего на практическое применение их в конкретной обстановке. Одним из важных критериев в обучении детей дошкольного возраста правилам поведения в дорожно – транспортной обстановке является организация взаимодействия с родителями (законными представителями).
Реализация задач по предупреждению и профилактике дорожно – транспортного травматизма направлена на комплексное взаимодействие в следующих направлениях:
1. Организация совместной деятельности педагога и ребенка в организованной деятельности
2. Самостоятельная деятельность детей
3. Включение активных форм работы по взаимодействию с родителями, педагогами, социумом.
В соответствии с планом работы учреждения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма одним из важных компонентов является создание педагогических условий и обогащенной социо – предметной развивающей среды.
В группах созданы Центры безопасности, в которых представлен игровой материал, знакомящий детей со знаками, разметкой, созданы мини – макеты улиц, в которых дети моделируют различные дорожные ситуации. В группах старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется работе со схемами, картами. В процессе экскурсий за пределы детского сада дети знакомятся с понятиями «дорога», «перекресток», «знаки сервиса», «регулируемое движение», работой инспектора ГИБДД. В игровых обучающих ситуациях представления детей о дорожно – транспортном процессе (как участников дорожного движения) уточняются, дополняются, конкретизируются. Дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями активно включаются в проектную деятельность (проекты «Как появился световозвращающий элемент», «Я придумал новый дорожный знак», «Экологически чистый автотранспорт: миф или реальность» и др.)
Эффективным методом формирования безопасного поведения детей на дороге является включение дидактических, развивающих игр «Собери знак», «Путешествие на велосипеде» и т. д.
Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения на дороге помогает чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный. «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой.», «Постовой», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения».
Создание мини - спектаклей, сценок, изготовление декораций к ним способствует развитию у детей творческих и коммуникативных способностей.
В подвижных играх, спортивных праздниках, эстафетах, развлечениях с включением педагогов дополнительного образования, родителей по данной теме дети получают не только положительные эмоции, заряд бодрости, но и закрепляют знания образовательной области «Безопасность».
Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, совместное участие в развлечениях, экскурсиях в автогородок БГТУ им. Шухова способствуют формированию и закреплению полученных знаний детей в практической деятельности.
Дети активно участвуют в конкурсах детского творчества в рамках городской акции «Зебрята», акциях проводимых на уровне ДОУ «Пешеход – на переход», «Внимание: дети».
В игровых центрах созданы условия для организации творческих игр: «Автозаправочный комплекс», «Автопаркинг» и др.
Таким образом, включение разнообразных форм работы с детьми: наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, театрализованные представления, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, ситуационно-имитационное моделирование позволяют повысить у детей уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге и практического их применения в конкретной дорожной ситуации.
Одним из важных компонентов является организация совместной работы с родителями, социумом по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. В рамках тематических недель, посвященных данной проблеме, для родителей организуются мастер – классы «Как научить ребенка кататься на самокатах (роликах)», «Как изготовить световозвращающий элемент», размещается консультативная информация в информационных уголках, сайте МАДОУ «Детское удерживающее кресло», «Безопасность детей на дороге», буклеты «Как научить детей ориентироваться в дорожной ситуации», «Дети и дорога». Родители принимают активное участие в городских акциях «Зебрята», «Внимание: дети», конкурсах детских рисунков, проектах «Светомания – семейная игра», разработке индивидуальных маршрутов детей подготовительных групп «Безопасная дорога».
По результатам мониторинга за последние три года с участием воспитанников ДОУ не зарегистрировано случаев детского травматизма, что свидетельствует об эффективной работе в данном направлении.
Однако выявлены и проблемы: работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности на дорогах города на практике показала, что родители воспитанников не всегда показывают пример правильного и грамотного поведения в конкретной дорожно-транспортной ситуации. Это затрудняет закрепление полученных умений и навыков у дошкольников и не в полной мере стимулирует развитие самостоятельности и ответственности детей, так необходимых будущему школьнику.