Анна Мещерякова
Организация работы по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пунанова Е. А.,
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
Организация работы по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность) с детьми раннего возраста.
Работая с детьми раннего возраста, я всегда отмечала интерес де-тей к изобразительной деятельности. Рисование является одним из люби-мых детьми занятий. Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это дает возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворе-ние и даже гордость по поводу своих достижений. Рисуя то, что его инте-ресует и волнует, малыш получает уникальную возможность «выплес-нуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.
Публикация «Организация работы по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В основе моей работы лежит мысль о совместной деятельности взрослого и ребенка : ребенок развивается, усваивает общественный опыт, овладевает разнообразными действиями. Перед собой я поставила следу-ющие задачи:
вызывать у детей интерес к рисованию и лепке;
создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо;
подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т. п. могут что-то изображать, поддерживает попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира, побуждать детей вносить дополнения в рисунки.
Определила для себя несколько позиций:
дети, прежде всего маленькие, интересуются взрослым, который с ними занимается - надо быть для них всегда привлекательным;
движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в резуль-тате многократных упражнений, которые не должны надоедать ребенку - нужно быть терпеливым
- вносить как можно больше фантазии и разнообразия в занятия;
необходимо поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участ-вовать в них, уверенность в своих силах - как можно чаще хвалить де-тей;
один из важных моментов в развитии изодеятельности наступает тогда, когда ребенок начинает соотносить движения руки с характером полу-чающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь - важно не пропу-стить этот момент, т. к. вслед за ним можно учить ребенка зритель-ному контролю, разным формам движения руки, осознанному использо-ванию приобретенного опыта;
с самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками - нужно выбрать предмет, способный вызвать достаточно длительный интерес маленького художника.
Путем анализа данных наблюдений сделала следующие выводы:
только три ребенка умели держать кисть и рисовать вертикальные и го-ризонтальные линии;
ни один ребенок не умел рисовать предметы круглой формы;
движения руки у всех детей неуверенные, следы на бумаге слабые и не-четкие;
в рисунках отсутствовал какой-либо замысел.
Был разработан тематический план совместной деятельности, занятий и работы с родителями по рисованию и лепке с детьми раннего возраста.
Сентябрь
1 неделя «Клубочки для котенка»
Совместная деятельность :
1. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
2. Чтение стихотворения «Серенькая кошечка»
3. Игра «Собери клубочки в корзину» (по цвету)
Занятия:
1. Учить рисовать круговыми движениями клубочки в определенных ча-стях листа
2. Закрепить цвета: красный, желтый
Работа с родителями :
1. Предложить помотать с ребенком клубочки
2 неделя «Конфеты для куклы Кати» (лепка)
3 неделя «Машина едет по дорожке» (краски)
Совместная деятельность :
1. Рассматривание машины (из чего состоит)
2. Конструирование дороги из кирпичиков
3. Разучивание песни «Машина, машина идет гудит…»
Занятия:
1. Учить рисовать горизонтальные линии. Зрительно контролировать дви-жения руки, сохранять направление руки слева – направо
2. Познакомить детей с черным цветом
Работа с родителями :
1. Предложить повторить стихотворение «Грузовик» А. Барто
4 неделя «Ежик» (лепка)
Октябрь
1 неделя «Осень» (краски)
2 неделя «Колобок» (лепка)
3 неделя «Дождик» (карандаш)
4 неделя «Консервируем фрукты» (коллективная аппликация)
Ноябрь
1 неделя «Листопад»
2 неделя «Рыбки в аквариуме» (аппликация)
3 неделя «Колобок» (рисование)
4 неделя «Забор» (лепка)
На первых занятиях дети учились держать кисть, т. к. рисовать крас-кой легче, чем карандашом (не надо преодолевать сопротивление бумаги и рука не устает, а яркий след, который она оставляет на бумаге, удивляет и радует детей. Ребенок взял кисть, обмакнул в краску и опустил на лист бу-маги. Я не тревожу его несколько секунд и не требую от него что- то нари-совать. Пусть рисует то, что у него на душе. Говорю с ним, интересуюсь, что у него получилось. Я работаю над развитием творческой фантазии ре-бенка дальше. Помогаю ему подавить в себе страх, неуверенность, осто-рожность.
Детское рисование в начальном этапе представляет собой чирканье и пачканье – это случайные точки, штрихи, пятна. У каждого ребенка они разные по форме, по расположению на листе. В силу индивидуальных особенностей, физического строения рук, зрения, а так же темперамента и настроения ребенка в момент рисования характер чирканья у каждого ре-бенка индивидуален. Ребенок повторяет те движения, которые по каким- либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его ду-шевному расположению. Так формируется «почерк» рисующего малыша.
Занятия строю с использованием музыкального сопровождения, стихов, потешек, песен, загадок, шуток- прибауток – что позволяет удер-живать интерес и внимание детей.
Совмещаю рисование с аппликацией – способом «дорисуй» дети со-здают выразительный образ (окна в доме, семечки в арбузе, глазки медве-жонку). Тонированная бумага создает определенный образ: голубая - небо, вода; белая – снег и т. д.
В работе с детьми я использую коллективное рисование, от которо-го малыши получают огромное удовольствие. Бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство.
Часто провожу с детьми комплексные занятия, которые включают в себя различные виды искусств: изобразительного, музыкального хорео-графического, театрального. Строятся подобные занятия на знакомом де-тям содержании. Например, рассказала сказку «Заюшкина избушка», про-играли ее по ролям, побеседовали о времени года, вспомнили, как мы гу-ляли на улице, спели песенку:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Нарисовали зимний лес (снег идет, деревья). Оформили коллективную ра-боту, украсили группу.
Непосредственно перед занятием провожу дидактические игры (спо-собствуют развитию навыков рисования, совершенствуют детское творче-ство, например, рисованию осенних листьев может предшествовать игра «От какого дерева лист?», играя, дети рассматривают листья, их форму, окраску. Детская ручка еще недостаточно ловка и подвижна. Для этого ис-пользую игровые упражнения с руками. До и после занятий делаем паль-чиковую гимнастику, массаж для рук
Результат моей работы : дети
Радуются своим рисункам
Называют то, что на них изображено
Знают цвета
Знают, что карандашами, красками, фломастерами и кистью можно ри-совать
Знают, что из глины (теста) можно лепить разными способами.
Пусть малыш рисует! Не каждый станет художником, но рисование обязательно доставит ему удовольствие, он познает радость творчества. Пусть он растет человеком с душой художника.