Надежда Соловьёва
Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям:
1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась через следующие формы проведения :
• Организованная игра совместно с педагогом:
• Свободная игровая деятельность детей.
2. Работа по обогащению игровой деятельности детей. Формы проведения :
• Познавательные занятия.
• Тематические сюжетно-ролевые игры.
• Информационно-коммуникативные технологии.
Публикация «Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование игровых умений детей дошкольного возраста проводилась в несколько этапов:
1 этап: предварительная работа, где использовались различные методы и приёмы.
• Метод наглядности. Этот метод использовался для развития представлений о социальном мире, это более доступный метод. Дети получали полную наглядную информацию, лучше её воспринимали. Сюда входят – рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций.
• Словесные методы: чтение художественной литературы, беседы, рассказывание.
• Создание библиотеки по ознакомлению с окружающим миром: Космос, профессии, Армия, Животный мир, Дом, Семья, Школа, Больница, Родной город, Страна.
• Информационно-коммуникативные технологии. На интерактивной доске, ноутбуке показывали различные презентации по темам, дидактический материал, просмотр эпизодов мультфильмов, детских фильмов, фрагменты познавательных передач о профессиях.
2 этап: создание необходимой игровой среды : внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
Для обогащения содержания игры в группе были созданы атрибуты из бросового материала по разным тематикам на основе гендерной принадлежности.
Для мальчиков:
• Многофункциональный пульт управления используемый для игр в космос, корабль, самолёт, поезд;
• Автосервис, автозаправка – шиномонтаж, автомойка;
• Слесарный цех – для забытых игр слесарь, плотник;
• Макеты домов, дорог, машины из бросового материала, пешеходный переход, макет работника ПДД.
Для девочек:
• Кухонный гарнитур со всеми кухонными атрибутами;
• Парикмахерская, салон красоты;
• Больница;
• Детский сад.
Так же были разработаны и апробированы дидактические игры «Развивалка», «Волшебный квадрат», которые дети использовали для развития сюжетно-ролевых игр «Школа», «Детский сад».
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
Был организован показ образцов социального поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать, как делать, развития ролевых взаимоотношений (как вступить, с ем, что говорить – образцы ролевых диалогов, использования игровой атрибутики и предметов заместителей, способов организации игровой среды.
При вхождении в игру мы принимали подчинённую роль, выходит из позиции взрослого и опускается на уровень ребёнка, что создаёт ситуацию доверия детей м побуждает их к активности.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Здесь мы придерживались нескольких условий:
- создание эмоционального - благополучнных условий для проведения игры;
- удержание позиции невмешательства в детскую игру; отсутствие прямого руководства, вербальных и невербальных оценок, отказ от роли советчика;
- предоставление ребёнку свободы выбора места игры и способов его организации, сюжета, атрибутов, партнёров по игре, игровых действий, соответствующие интересам ребёнка;
- признание права ребёнка на отказ от игры;
- проявление уважительного отношения к играющим детям;
- организация наблюдения за игрой и фиксирование целей, над которыми необходимо работать с последующим планированием.
Итак, мы провели систематическое организованное поэтапное руководство сюжетно – ролевой игрой дошкольников, которое способствовало формированию игровых умений.
Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, брать на себя роль, договариваться между собой о линиях сюжета.