Анна Едик
Организация работы мультстудии в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция различных видов деятельности и способов конструирования в организации мультстудии с детьми старшего возраста.
Повышение уровня современных государственных требований и стандартов к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.
Публикация «Организация работы мультстудии в старшей группе,» размещена в разделах
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
ИНТЕГРАЦИЯ - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.
Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.
В дошкольном образовании реализуется интеграция разных видов деятельности: игра, общение, экспериментирование, исследование, чтение, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, элементарная трудовая деятельность, конструирование из различных материалов.
Сам процесс выполнения различных видов деятельности и результаты прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых. Результатом такой интеграционной деятельности чаще всего становится продукт конструирования. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное, и два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Конструирование и строительная игра создает большие возможности для развития творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Все виды искусства (живопись, музыка и т. д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.
Искусство мультипликации воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов деятельности: изобразительная деятельность (рисование, лепка, декоративно-прикладное творчество, музыкальная деятельность (слушание и воспроизведение музыки) чтение и театрализация литературных произведений, экстериментирование (создание визуальных и шумовых эффектов, конструирование.
В создании мультфильмов применяются разные способы конструирования. Например, создание героя и его истории из ЛЕГО - конструктора, строительных кубиков, подручного материала, бумаги, детской мебели, игрушек и других материалов. Для создания мультфильма можно применятья различные способы изображения: рисование (акварель, гуашь, карандаши, мелки, пастель, лепка из пластилина, пластилинография. Создать мультфильм можно с помощью различных театров: кукольного, теневого, фланелеграфного.
Большую роль в развитии ребенка играет пластилиновая анимация. Во-первых, лепка – один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления. Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т. д., данный способ изготовления мультфильмов будет являться наиболее эффективным в решении поставленных задач.
Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:
1. Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.
Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы : экранизация известных произведений; ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов; «Старая сказка на новый лад» –переделки известных сказок; фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
2. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария –это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного–это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т. д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности –пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
4. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.
5. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.
6. Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.
7. Окончательная обработка мультфильма.
8. Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей. Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.
В старшей группе детского сада №70 мной организована работа мультипликационной студии «Затейники».
Цель работы мультипликационной студии : развитие творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма.
Задачи: создать условия для развития творческого воображения и творческих способностей; способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового, развитию речевых навыков; обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; формирование навыков сотрудничества.
Для работы студии необходим компьютер с необходимой программой для обработки фото-, видео-и монтирования фильмов (стандартная программа Киностудия Windows Live); диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые материалы для изготовления пластилиновых героев и работы в технике «пластилинография».
Работа по созданию мультфильма строится только по детской инициативе и желанию. Дети придумывают и создают совместно с педагогом мини-мультфильмы. В силу специфики деятельности количество детей в группе должно быть не более 4-5 человек. Работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждого ребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого потенциала. На занятиях задействовано большое количество технических средств: цифровая фотокамера, компьютер, диктофон и дети учатся пользоваться техникой необходимой в процессе создания мультфильма. В процессе создания мультфильма дети могут побывать в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссёра, оператора, звукорежиссёра).
На начальном этапе работы в мульстудии детей знакомят с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания.
Организация работы мультстудии строится на принципе интеграции. В таких условиях переход от одного вида деятельности в другой происходит естественно, плавно. И каждый раз процесс создания мультфильма заканчивается успешным результатом, который радует и удивляет ребенка.
Например: реализуя программный материал «Познание окружающего мира» по теме «Я и мои друзья», в первой половине дня мы провели НОД по данной теме, поиграли в сюжетно – ролевые игры «Поделись с другом», обыграли ситуации «Как помириться с другом», выучили несколько «Мирилок», обсудили тему «Мой друг». Во второй половине дня организовали «мастерскую» «Подарок другу», провели тренинг на взаимоотношения между детьми группы, прослушали песни о дружбе «Дружба крепкая не кончается», «Человек собаке друг». На прогулке дети с энтузиазмом строили «Городок дружбы», расселяли любимые игрушки по домикам и «ходили» друг к другу в гости. После организовали игротеку «Помоги другу», дети предлагали подвижные игры, где бы нужно было выручать друга «Чай – чай- выручай», «Ручеек» «Где ты был?» и все вместе играли. На другой день мы организовали танцевальный марафон «Я и мои друзья». После сна я предложила детям создать историю на тему «Дружба» с помощью обычного театра на фланелеграфе. По средством интеграции разных видов деятельности и способов конструирования дети наилучшим образом усвоили тему «Я и мои друзья», поэтому придумать свою историю дружбы не вызвало у них затруднений. С помощью набора «Фланелеграфа» нам не пришлось тратить время на создание героев. Из предложенных моделей мы сначала придумали историю, сняли кадры и подобрали музыку. Так у нас получился первый мультфильм «Дружба» (Демонстрация фильма). Такая технология создания мультфильма проста, не требует особых умений. Дети за небольшой промежуток времени получили результат, которым остались довольны.
В копилке работ нашей мульстудии есть пластилиновый мультфильм «Ворона и Лисица» по одноименной басне И. А. Крылова.
Идея создания мультфильма родилась в ходе образовательного процесса. По программе дети старшего дошкольного возраста должны определять литературные жанры произведений. Подготовительная работа началась с игры «Путешествие в мир литературы». Дети в развлекательной форме знакомились с литературными жанрами. Суть в том, что одной станции путешествия мы очутились в сказке. Детей встретила Сказочница, она загадывала загадки, за правильный ответ дети получали жетон с картинкой, на котором схематично изображался признак волшебной сказки : сюжетный вымысел, зачин, троекратное повторение, герой проходит испытания или отправляется в путешествие, присутствие волшебства и магических предметов, добро побеждает зло, и т. п). Жанр рассказов представляла Зиночка из рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Дети на станции рассказов определили признаки рассказов. Сюжет рассказа из реальной жизни людей или зверей, содержание рассказа носит поучительный, познавательный характер. К концу путешествия дети прибыли на станцию Басня. Здесь детям предложили посмотреть мультфильм «Стрекоза и муравей»
После просмотра были определены признаки басни: поучительная стихотворная история, есть мораль, животные герои ведут себя, как люди. В заключении путешествия мы познакомились с басней Крылова И. А. «Ворона и Лисица» Определили мораль басни.
Для создания мультфильма «Ворона и Лисица» дети должны иметь представление о повадках животных и птиц поэтому дальнейшая работа строилась по следующему плану:
• ситуация общения «Птицы и животные нашего леса»,
• рассматривание иллюстраций птиц, животных леса, репродукций с изображением леса
• проведение НОД для выявления признаков вороны и лисицы
• сравнивание ворон и лисиц по технологии Триз
• просморт документальных кадров видеофильмов о жизни ворон и лисиц для выявления повадок лис и ворон.
• Двигательные и эмоциональные этюды и упражнения
• НОД работа над текстом басни, объяснение непонятных слов (вешунья, спохвал, в зобу дыханье сперло, жизнь гнусна, впрок, льстец, взгромоздясь, близехонько, сырный дух, плутовка)
• заучивание басни дома с родителями
• работа над выразительностью
• Театрализация басни
В ходе совместной работы в разных видах деятельности дети рассуждают о характере каждого героя, его образе, определяют диалоги между персонажами. В процессе представленной интеграции в сознании детей выстраивается последовательность событий и необходимых действий для создания сюжета мультфильма.
Следующим этапом работы над мультфильмом следует изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т. д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности –пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
Самый кропотливый этап создания мультфильма - покадровая съёмка мультфильма. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.
Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программы. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.
Озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.
Окончательная обработка мультфильма проходит без участия детей.
Совместный просмотр мультфильма детьми с родителями. Он всегда приносит положительные, яркие эмоции и взрослых и детей. На городском конкурсе «Оживи меня» наш мультфильм «Ворона и Лисица» стал лучшим. Нашей команде «Затейники» присудили 1 место.
С введением ФГОС ДО в программе работы с дошкольниками на разных возрастах широко изучаются такие темы как «Мой город. Моя страна», «Моя семья» и им отводится приоритетное значение в воспитании детей в детском саду. В нашей группе такая работа строится по общей программе.
При планировании НОД по темам «Мой город, моя улица», «Мой город, моя страна», «Мой город, моя семья» включаю проведение дидактических игр «Назови части дома», «Скажи наоборот» (мой дом высокий - мой дом низкий, «Назови какой дом?» (мой дом из кирпича – он кирпичный, «Сколько в доме этажей?», «На каком этаже я живу?» и т. п.
В совместной деятельности с детьми мы проводим виртуальные экскурсии с применением ИТК «Моя страна», «Достопримечательности моего города».
Провели познавательную игру- путешествие «Я живу в России». Познакомились со знаменитыми городами и памятниками архитектуры. Выявили особенности, сходства и различия зданий, которые отражают историю и культуру нашей страны.
Тему «Моя улица» эффективно закреплять в конструировании домов, улиц из различных строительных конструкторов, бумаги, коробочек и другого бросового материала. Интересно было посмотреть на творчество детей в проблемной игре «Построй герою дом». Сначала все выбрали фигурку героя, потом конструктор и кубики из чего будут строить дом. Задания «Построить на определенном участке дом своему герою», «Как герои будут дружить друг с другом?». Построили дороги, получилась улица. Дети изображали, как герои ходят друг к другу в гости.
После этого плавно перешли к теме «Игры с друзьями». Дети играли в сюжетные игры «Пригласи друга в гости», «Угости друга». Провели общение на темы «Безопасность дома», «Как играть с друзьями дома», «Как воспитанные дети ведут себя в гостях».
Однажды в нашу группу пришел настоящий гость «Карлсон» и дети учили его играть в игры «Лото», «Путешествие», «Летела ворона», «Нос пол потолок». А Карлсон научил детей строить самые высокие башни и самые низкие, самые узкие и самые широкие дома. Дети вместе с Карлсоном посмотрели документальный фильм «Город Стокгольм», поиграли в игру – продолжи фразу «Карлсон лучший в мире). Дети с трудом справлялись с этим заданием, поэтому Карлсон подарил нам книгу «Малыш и Карлон» А. Линдгрен и улетел, но обещал вернуться, как только мы прочитаем книгу и выполним его задания:«Стань лучшим в мире художником по рисованию домов Стокгольма, научись жонглировать, стань чемпионом по поеданию каши, супа, плова, тефтелек, котлет, запеканки, пирожков, пирогов, рулетов…. И я вернусь! Карлсон, который живет на крыше!». Каждый день мы читали книгу, учились жонглировать мячиками, мешочками, шариками. Обеды превратились в увлекательное занятие. Никого не нужно было заставлять кушать, ели все и мечтали стать чемпионами, получить заветную «Медаль чемпиона по поеданию». Нарисовали целую улицу из города Стокгольма. Карлсон возвращался, дети показали ему результаты работы. Медали, рисунки. Провели викторину по сказке «Малыш и Карлсон». Карлсон улетел и оставил детям Конструктор ЛЕГО. Тогда я предложила детям построить дом с крышей, а на крыше построить Домик Карлсона из конструктора. Постройка увлекла детей на несколько дней. Они играли маленькими игрушками в домиках, придумывали истории. После дети предложили снять мультфильм. Мы распределили роли, сочинили 3 истории. С группой активистов сняли мультфильм про Малыша и Карлсона. Результат нашего конструирования мы показали на городском конкурсе «ЛЕГО- Фестиваль» «В мире кино». Мульфильмом «Карлсон» закончили выступление нашей команды «Затейники». Защиту нашего проекта удачно завершил результат, который был интересен не только детям, но и взрослым. Предлагаю посмотреть мультфильм «Карлсон».